Современные проблемы науки и образования. Внешние ценообразующие факторы

По той причине, что комплексное изучение рынка предполагает необходимость исследования рыночных цен на товары, необходима классификация ценообразующих факторов. При этом не менее важной задачей является определение основных ценообразующих факторов - ЦОФ, конкуренция и ИПЦ.

ЦОФ. Рыночная цена товара формируется под воздействием множества факторов, которые определяют состояние соответствующего рынка, в качестве концентрированного выражения товарной конъюнктуры. В этом случае, на рыночную цену оказывает непосредственное (опосредованное) влияние, так как прямо либо косвенно воздействует на спрос (предложение) товара любой конъюнктурообразующий фактор. Здесь, все без исключения конъюнктурообразующие факторы могут одновременно считаться так же факторами формирования товарных цен - ЦОФ. Поэтому, основные конъюнктурообразующие факторы являются следующими ЦОФ (Приложение Б).

Конкуренция. На сегодняшний день основной фактор эффективности деятельности организаций заключается в повышение качества товара (работ услуг), а потребителя интересует происходящих изменений цен и факторов, куда входит и качество.

Под воздействием научно-технического прогресса, политики монополий и государства, природных факторов и т.п. длительные тенденции движения цен, отражающие изменения в стоимости товаров и денег. По причине изменения в разных фазах цикла соотношения между спросом и предложением определяют среднесрочные циклические колебания цен. Кратковременные колебания цен, которые возникают под влиянием сезонных, а также случайных факторов разнообразного происхождения. Поэтому, влияние конкуренции, которая устраняет противоречия между спросом и предложением, а также соотношение, в каждый данный момент влияющее на уровень рыночной цены, на цены включает в себя влияние макроэкономических факторы.

Ценовая конкуренция. Конкуренция, понижающая цену предлагаемых товаров, между продавцами однородной продукции, которые пытаются продажей товара по самой низкой цене вытеснить остальных продавцов, обеспечив за собой наибольший сбыт. Конкуренция, приводящая к повышению цены на предлагаемые товары между покупателями в одной отрасли. Конкуренция, результат которой зависит от соотношения сил конкурирующих сторон, между покупателями и продавцами, где вторые хотят дороже продать, а первые - дешевле купить.

Межотраслевая конкуренция, то есть форма создания конкурирующих отраслей, которые выпускают товары-субституты, покрывают одинаковые потребности покупателей, развитие которой может вызывать понижение и повышение цен на рынке. Поэтому, различия в форме ценовой конкуренции, то есть конкуренция, которая связана с непосредственным использованием цен с целью завоевания рынка, а также достижения лучших экономических условий сбыта, могут наблюдаться в зависимости от характера товара.

ИПЦ. ИПЦ, который на рынке товаров и услуг потребительского назначения обуславливает инфляцию, принимают обычно ИПЦ товары либо ИПЦ. При этом ИПЦ является относительный показатель, выражающий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые приобретаются населением с целью непроизводственного потребления. Может быть использован иной индекс совокупного показателя цен, руководствуясь целями исследования. Когда исследователя интересует изменение цен на отдельные продовольственные товары по сравнению с изменением цен на продовольствие, тогда целесообразно использовать в целом индекс цен на продовольствие как инфляционный индекс.

Следовательно, на товары производственно-технического назначения в организациях отдельных отраслей промышленности при изучении динамики цен, производят: 1) переоценку основных фондов; 2) пересмотр ставок арендной платы, с целью выполнения экономических расчётов, а также прогнозирования на макроуровне и т.п. Таким образом, целесообразно использовать ИЦП (относительный показатель, используемый с целью изучения динамики цен на товары производственно-технического назначения) с целью корректировки цен на инфляцию целесообразно использовать ИЦП.

Квнешним ценообразующим факторам относятся факторы, не подконтрольные фирме, на которые фирма не в состоянии влиять.

Внешние факторы можно условно подразделить на две группы: внешние факторы, обусловленные национальными условиями, и внешние факторы, связанные с международной экономикой.

Внешние факторы, обусловленные национальной экономикой:

§ государственное регулирование цен, которое заключается: в установлении жестких цен на отдельные виды товаров и услуг в различных сферах экономики; в формировании государственной ценовой политики; в применении системы максимальных и минимальных цен; в определении порогов и границ изменения цен;

§ разработка и применение государственной налоговой, денежно- кредитной и амортизационной политики;

§ использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары:

§ установление минимальной оплаты груда;

§ проведение антимонопольной политики;

§ инфляционные процессы;

§ уровень благосостояния народа;

§ вкусы и предпочтения потребителей и др. Внешние факторы, связанные с мировой экономикой:

§ изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках);

§ изменение валютных курсов;

§ конъюнктура мировых товарных и фондовых рынков:

§ использование запретов и ограничений во внешней торговле различных стран и др.

Под воздействием этих внутренних и внешних факторов формируются цены на товары и услуги внутри страны.


5. Причины множественности цен в международной торговле

Множественность мировых цен - наличие ряда цен на один и тот же товар в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные цены); наличие различных цен на товар одного и того же качества в примерно равных количествах на одинаковой транспортной или фрахтовой базе.

Множественность мировых цен является следствием:

во-первых, политики монополий, устанавливающих систему цен, дифференцированных по рынкам, категориям покупателей;

во-вторых, государственной политики (торговой и валютной);

в-третьих, некоммерческих и иных специальных операций, осуществляемых правительственными организациями.

Кроме того, причиной множественности цен служит протекционизм: если по одним сырьевым товарам мировые цены определяются уровнем цен стран-экспортеров, по другим - уровнем цен стран-импортеров, по третьим - уровнем цен бирж, аукционов и других центров международной торговли, то при определении цен готовых изделий мировые цены определяются с учетом цен ведущих фирм. Таможенные барьеры, особые торгово-политические и валютные зоны создают предпосылки для дифференциации цен на одни и те же товары в международной торговле (6, стр. 27).

Монополизация внутреннего рынка отдельных стран, а также внешних рынков международными трестами, концернами и картелями, соглашения о разделе рынков, участие в торговле различных правительственных и полуправительственных организаций - все это наряду с соответствующими торгово-политическими и валютными условиями приводит к появлениям на мировом капиталистическом рынке различных цен на одни и те же товары. Усилие государственно-монополистического капитализма оказывает существенное воздействие на международную торговлю, на уровень и динамику экспортных и импортных цен. Предоставление международных государственных займов и кредитов, оказание империалистическими государствами «помощи» другим странам, осуществление специальных правительственных программ, экспорт товаров государственно-монополистическим организациям в порядке реализации внутренних «излишков» сельскохозяйственной продукции, крупные правительственные закупки импортных товаров для создания стратегических запасов и другие подобные меры имеют своим следствием осуществление внешнеторговых операций по специальным ценам, обусловленных самим характером этих соглашений, отличных от обычных коммерческих сделок.

6. Меры воздействия государства на внешнеторговые цены
Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда "издержки подпирают цену", т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства.

Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами "контрактные цены", которые затем становятся базовыми для отрасли. Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничние нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары. К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкуретной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях. Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как "цены вмешательства", "цены поддержания", введение количественных ограничений на импорт, установление "рекомендательных" цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

7. Система ценовой информации
Ценовая система - это единая, упорядоченная совокупность раз­личных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального й миро­вого рынков. Различают следующую дифференциацию цен:

♦ по отраслям и сферам обслуживания экономики; по степени участия государства в процессе ценообразования; по стадиям ценообразования; по транспортной составляющей; по характеру ценовой информации.

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания эконо­мики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей на­ционального хозяйства и включает следующие виды цен:

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потре­бителей, кроме населения, независимо от форм собственности; закупочные цены на продукцию сельского хозяйства - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств); цены на продукцию строительства - представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на стро­ительство каждого объекта), либо усредненную сметную сто­имость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м^ жилой площади, 1 м^ малярных работ и т.д.); тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за пере­мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортны­ми организациями с отправителей грузов и населения; цены на потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

Кроме того, различают экспортные и импортные цены.

Экспортные цены - это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услу­ги) на мировом рынке. Импортные цены - это цены, по которым фирмы закупают то­вары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию ус­танавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость.

Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования включает следующие виды цен:

Рыночная цена - цена, складывающаяся на рынке в процессе вза­имоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъ­юнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подраз­деляются на свободные, монопольные и демпинговые; регулируемая цена - цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает коли­чественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Различают оптовые цены из­готовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и рознич­ные цены.

8. Влияние факторов внешней и внутренней среды на процессы ценообразования

На решения в области ценообразования воздействуют как внутренние, так и внешние по отношению к компании ФАКТОРЫ. Эти факторы формируют определенные границы, в которых может действовать фирма при установлении цен на свою продукцию.

9. Выбор источников ценовой информации

Должностные лица таможенных органов подбирают ценовые источники, содержащие наиболее свежие и документально подтвержденные сведения о ценах на товары-аналоги, конкурирующие с ввозимыми товарами, а также информацию об условиях купли-продажи этих товаров на мировом рынке. Причем сведения о конъюнктуре соответствующего рынка и тенденциях его изменения также можно отнести к ценовой информации.
Наиболее приоритетной ценовой информацией, с точки зрения достоверности и актуальности цен, являются коммерческие документы (контракты и счета) по ранее осуществленным поставкам, найденные с помощью системы "Мониторинг-Анализ" и полученные по запросам в таможенные органы. Важной информацией можно считать данные биржевых котировок, справочные цены, цены аукционов, торгов, предложения фирм, каталоги, прейскуранты. В качестве дополнительной информации целесообразно также использовать цены статистики внешней торговли, данные известных фирм и организаций. Для повышения надежности и достоверности используемой информации, исключения в расчетах субъективного фактора желательно использовать для анализа не менее двух-трех источников.
На третьем этапе алгоритма контроля таможенной стоимости осуществляется приведение выбранной ценовой информации в вид, сопоставимый с условиями проверяемой сделки. На этом этапе при необходимости должностные лица проводят корректировку отобранной ценовой информации с учетом различий в дополнительных начислениях между оцениваемым товаром и ценовой информацией.
В зависимости от условий внешнеторгового контракта по купле-продаже проверяемого товара к ценовой информации могут быть начислены дополнительные расходы, кроме того, произведены вычеты для приведения этой информации к коммерческим условиям сделки. На данном этапе алгоритма ценовая информация, подвергшаяся корректировке, получает новый статус - проверочной величины. Проверочная величина (производная от ценовой информации) - это цена за единицу товара, аналогичного оцениваемому товару, откорректированная с учетом различий в коммерческих условиях продажи, дополнительных начислениях и вычетах.
На четвертом этапе сравнивают и анализируют заявленную декларантом величину таможенной стоимости товара с проверочной величиной (откорректированной ценовой информацией). Такая проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, влияющих на расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
Рассмотренный алгоритм контроля таможенной стоимости при оценке достоверности заявляемой таможенной стоимости с использованием ценовой информации должен способствовать разработке рекомендаций по применению методов корректировки ценовой информации и внесению поправок в ценовую информацию. Внесение поправок должно производиться путем последовательного приведения отобранной ценовой информации по условиям купли-продажи товаров и их техническим характеристикам к условиям и характеристикам оцениваемого товара, принятого за эталон.

10. Цены международных бирж, торгов, аукционов
Цены биржевые
- цены по сделкам, заключаемым с использованием услуг специального посредника - биржи. Особенность биржевого товарного рынка определяется следующими основными признаками: биржевые товары - массовые стандартные товары, поэтому сделки регулярны, много продавцов и покупателей, т. е. биржевой рынок - это конкурентный рынок, не требующий вмешательства государства. Вследствие этого биржевые цены считаются наиболее объективной ценовой информацией.

Цены аукционов - цены, отражающие ход продаж на аукционах. В классическом понимании аукцион - рынок продавца. Классические аукционные товары нестандартны, спрос на них обычно превышает предложение, поэтому для аукциона характерна повышательная тенденция цен.

В рамках аукциона различают:

§ стартовую цену, по которой объявляется начало торгов;

§ цену аукционного шага, т. е. промежуточную цену, превышающую стартовую и объявляемую потенциальным покупателем;

§ цену фактической продажи, превышающую стартовую цену на сумму цен аукционных шагов.

Аукционные цены информируют участников рынка о возможностях покупки или продажи товара на аукционе. Аукционные торги начинаются с объявления номера партии товара (лота) и стартовой цены. В качестве начальной цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Уровень стартовой цены содержит информацию о стоимости и качестве товара, соотношении сил продавцов и покупателей, технике проведения торгов. Чем чаще проводятся аукционные торги, тем меньше ценовые разрывы. Это объясняется незначительными изменениями издержек производства и конъюнктуры рынка во времени. Обычно фактическая реализация товара на аукционе проводится по максимальной цене, предложенной покупателем. Аукционные цены играют ключевую роль на рынках пушно-меховых изделий, драгоценных камней и антиквариата.

Цены торгов (тендерные цены) - цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ.

Классические торги (тендер) - рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого поступают предложения (офферты) от потенциальных продавцов (офферентов). Общая тенденция развития цен здесь понижательная: при прочих равных условиях заказчик предпочитает более дешевое предложение. В отличие от аукционов торги более закрытые и ограниченные. Цены торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства, так как значительная доля заказов и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государством.

Ценовая информация аукционов и торгов поступает в основном нерегулярно.

Цена - сложнейший интеграл современной экономики. Только на первый взгляд цена проста. По-прежнему классическими являются следующие определения цены: цена это денежное выражение стоимости; цена это себестоимость плюс прибыль .

Казалось бы, все просто, однако эта простота обманчива. По мнению ряда известных экономистов, реформирование цен является наиболее сложным и опасным моментом в экономических преобразованиях. Крылатым стало выражение «цена реформ - это реформа цен».

Сложность цены и ценообразования заключается в том, что цена - категория конъюнктурная. А «конъюнктура» происходит от латинского слова «связывать, соединять». Это сцепка, взаимосвязь экономических, политических, психологических, социальных факторов. Влияние этих факторов на развитие рынка различно, оно постоянно меняется. Цена - фокус, в котором сходятся силовые поля конъюнктуры рынка. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Окраска цены, подобно лакмусу, зависит от конъюнктуры, здоровья экономики. В этом заключается феномен цены.

Сложность современного ценообразования состоит в его многомерности. Планетарная система цен включает, по крайней мере, пять блоков.

В современном ценообразовании наблюдается изменение пропорции между теоретическими и практическими вопросами в пользу последних. В то же время на практике решение конкретных вопросов тем успешнее, чем масштабнее их оценка.

Толкование цены как экономической категории тем точнее, чем точнее определены задачи, функции цены и ценообразующие факторы в данных экономических условиях.

Основной перечень задач ценообразования , как показывает экономическая практика, является общим для любого современного государства, но варьирует в зависимости от типов и стадий развития экономики.

  1. покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя;
  2. учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
  3. решение социальных вопросов;
  4. реализация экологической политики;
  5. решение внешнеполитических вопросов.

Покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли - требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, то есть чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.

Вторая задача - учет взаимозаменяемости продукции - это основное требование потребителя. Его не интересует, каковы затраты на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.

Остальные задачи (с третьей по пятую) возникли уже на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому.

В условиях развитого рынка сбалансированность экономики достигается не столько с помощью стихийного регулятора, сколько путем проведения государственной политики, призванной выражать общенациональные интересы.

В этих условиях цена является функцией и рынка, и государства. Экологические, политические, социальные вопросы, вопросы стимулирования научно-технического прогресса - это, по сути, общенациональные вопросы. Поэтому при отсутствии органа, представляющего общенациональные интересы, вышеуказанные вопросы, в принципе, решаться не могут.

Основным ценовым рычагом в решении внешнеполитических вопросов является поставка по льготным или покупка по завышенным ценам продукции для стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования.

Социальная ценовая политика (третья задача) во всех странах проявляется главным образом в замораживании или относительном снижении (повышении по сравнению с ценами на другие товары в значительно меньшей степени) цен на товары повышенного социального значения (товары детского ассортимента, медикаменты, продукты питания первой необходимости и т.д.).

Для стимулирования выпуска современных (с общенациональных позиций) средств производства государство разрабатывает и внедряет систему поощрительных цен (снятие верхних ценовых ограничений, установление нижних пределов цен для укрепления конкурентоспособности производителей и т.д.). С целью стимулирования скорейшего внедрения прогрессивных средств производства государство разрабатывает льготную систему цен для потребителей. Разница между относительно повышенными ценами производителей и относительно заниженными потребительскими ценами часто дотируется государством.

Примером использования ценовых рычагов в рамках экологической политики (четвертая задача) является разрешение с помощью цен проблемы улучшения переработки сырья, переработки и утилизации отходов. При этом наиболее важны вопросы оценки вторичных ресурсов, отходов и продуктов их переработки.

С задачами ценообразования тесно связаны функции цен. Функции цен - это наиболее общие свойства, которые объективно присущи ценам и характерны для любого вида цен. Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции: учетная, перераспределительная, стимулирующая, функция балансирования спроса и предложения.

Ценообразующие факторы - это условия, в которых формируются структура и уровень цены. Все виды и типы ценообразующих факторов, как показывает экономическая практика, можно подразделить на три основные группы:

  1. базовые (неконъюнктурные);
  2. конъюнктурные;
  3. регулирующие, связанные с государственной политикой.

Базовые (неконъюнктурные) факторы предопределяют относительно высокую стабильность развития ценовых показателей. Действие этой группы факторов различно на рынках разных типов. Так, в условиях товарного рынка неконъюнктурные факторы считаются внутрипроизводственными, затратными, стоимостными, поскольку движение цен под воздействием лишь этих факторов однонаправлено с движением затрат.

Действие конъюнктурных факторов объясняется изменчивостью рынка и зависит от политических условий, влияния моды, предпочтений потребителя и т.д.

Регулирующие факторы проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер.

По мере развития рынка все большего насыщения его товарами и услугами возрастает роль конъюнктурных факторов. В настоящее время существуют типы рынков и группы благ (например, земля и ценные бумаги), в отношении которых применяют только конъюнктурные факторы. Они оцениваются опосредованно через сопоставление с ценностью взаимозаменяемых благ.

В современной экономике цены опосредуют все стадии производства, представляя, таким образом, единую систему цен. Соподчиненность стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы.

Система цен - это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет изменение других видов цен, что обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку. В современной ценовой среде действуют разные системы цен, формирующиеся в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков.

Существуют различные виды цен и группировки цен по сфере обслуживания национальной экономики, а также по степени жесткости регулирования их государством.

Например, к группировке цен по сфере обслуживания национальной экономики относится такая категория, как тарифы - цены на товары особого рода - услуги. Особенность услуги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-вещественной формы. В связи с этим у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель судит о приобретаемой услуге по информации о продавце услуг. При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления, то есть, нет необходимости в посреднике. Это обусловливает особенности оценки услуг и объясняет наличие понятия «тарифы на услуги», хотя правильнее использовать понятие «цены на услуги».

В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и других услуг для юридических лиц) и розничные, то есть тарифы на услуги для населения.

В группировке цен по степени жесткости регулирования государством различают цены рыночные (свободные) и регулируемые.

Цены рыночные (свободные) - это цены, свободные от прямого ценового вмешательства государства. При этом они не свободны от действия прочих рычагов, не затрагивающих непосредственно уровень и структуру цен. Так, развитие цен зависит от налога на прибыль. Прогрессивные ставки налога на прибыль делают невыгодным для продавца повышение цен, но эти цены правильно называть свободными или рыночными, поскольку прямого ограничения на них нет. В то же время, как свидетельствует мировая практика, масштабы свободного ценообразования обратно пропорциональны степени общего вмешательства государства в экономику.

Ценообразующие факторы

цена стоимость товар перераспределительный

В условиях рыночной экономики на формирование цен оказывают влияние факторы, получившие название ценообразующих факторов. Под ценообразующими факторами понимается совокупность различных переменных аргументов (условий), которые оказывают влияние на формирование уровня, структуры и динамики цен, определяя их повышательную или понижательную тенденцию. Условно ценообразующие факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся факторы, на которые фирма способна воздействовать. Рассмотрим основные факторы, входящие в систему внутренних факторов 5:

Мероприятия, связанные с управлением затратами. Для эффективного функционирования на каждом конкретном предприятии необходимо управлять всеми элементами затрат: материальными; трудовыми; амортизацией и прочими. Целью такого управления на конкретной фирме является создание условий для снижения (или стабилизации) затрат. Так, увеличение объемов производства может способствовать снижению общих затрат, а сокращение - их росту. Рост производительности труда, опережающий темпы роста оплаты труда, также приводит к снижению затрат за счет уменьшения доли в себестоимости заработной платы. Улучшение системы нормирования материальных ресурсов способствует сокращению затрат на них.

Формирование оптимальной номенклатуры фирмы. Как правило, предприятия выпускают несколько видов продукции, которые имеют различный уровень рентабельности. Предприятию выгодно производить изделия с высокой рентабельностью. Поэтому оно может изменять ассортиментную структуру производства в пользу высокорентабельной продукции.

Совершенствование маркетинговых исследований рынка, что предполагает более глубокое изучение конкурентной среды, рекламной деятельности, повышение имиджа фирмы и др. 4.

Привлечение финансовых ресурсов и их эффективное использование. Оптимальное соотношение между собственными и заемными финансовыми ресурсами может способствовать снижению или стабилизации цен. Это связано с возможностями расширения производства. Привлечение заемных средств (к примеру, банковского кредита) требует не только их возврата, но и определенной платы в виде процента. За использование собственных финансовых ресурсов платить не приходится. Но в рыночной экономике развита система использования заемных средств.

Обоснованное формирование и использование ценовой политики фирмы. От того, какую ценовую политику использует фирма, формируются цены на конкретные группы товаров, которые могут преследовать различные цели: завоевание сегмента рынка (низкие цены); формирование у потенциальных потребителей спроса на продукцию фирмы (низкие цены); использование высокого имиджа фирмы (высокие цены); получение сверхприбыли (высокие цены) и т.д.

Совершенствование организационного механизма предприятия. К нему можно отнести совершенствование работы с поставщиками и потребителями, выбор системы оплаты продукции и материальных ресурсов, оптимизацию организационной структуры и др. 6.

К внешним ценообразующим факторам относятся такие факторы, которые не подконтрольны фирме, на которые фирма не в состоянии влиять. Внешние факторы можно условно подразделить на две группы: внешние факторы, обусловленные национальными условиями, и внешние факторы, связанные с международной экономикой.

К внешним факторам, обусловленным национальной экономикой, относятся следующие факторы: государственное регулирование цен, которое заключается: в установлении жестких цен на отдельные виды товаров и услуг в различных сферах экономики; в формировании государственной ценовой политики; в применении системы максимальных и минимальных цен; в определении порогов и границ изменения цен; разработка и применение государственной налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики; использование системы таможенных пошлин на импортные и экспортные товары; установление минимальной оплаты труда; проведение антимонопольной политики; инфляционные процессы; уровень благосостояния народа; вкусы и предпочтения потребителей и др. 2.