Комплект тестовых заданий. Философия неотомизма

Неотомизм - современная философская версия томизма, то есть учения Фомы Аквинского. Начало появления Неотомизма, как самостоятельного философского направления, относится к 1879 г., когда Папа Лев XIII издал энциклику «Aeterni Patris», в которой система взглядов Фомы представала в качестве незыблемого фундамента, на который должны опираться католики в своих научных и философских исследованиях, в богословской аргументации. Томизм официально был признан в качестве основы католического мировоззрения.

    1. Причины возникновения неотомизма

Лев XIII понимал, что всё труднее становится преодолевать пропасть, разверзшуюся между церковью и современным миром. Необходимо обновление христианства и одновременно приспособление его к реалиям современной жизни. В связи с этим и был выдвинут лозунг «accomodate renovatio» - приспособления католичества к новым условиям. «Aeterni Patris» была первой из обширной серии энциклик Льва XIII, в которых затрагивались философские, социально-экономические, политические вопросы в их соотношении с христианским мировидением. Все вместе они представляли упорядоченную систему социального учения церкви и призывали католиков быть на уровне современных достижений науки, культуры, политики.

Энциклика Папы Пия X «Pascendi» (1907) явилась реакцией на движение модернизма в католическом мире, которое пыталось создать новую теологию в духе новых философских течений. В энциклике модернизму - «синтезу всех ересей» - выносился суровый приговор. Предписывая теологам следовать «истинному духу святого Фомы», Пий X видел величие мыслителя в его искусстве теолога, связывающего разум с верой так, что и разум, и вера сохраняли свои права и достоинства в целостности и неприкосновенности.

Обращение к Фоме Аквинскому было важно также потому, что он в классически ясной форме установил различие между естественным и сверхъестественным, между миром и Богом. Неотомисты считают это величайшим деянием. Этим Фома определил и ограничил область «естественной» философии, которая естественным разумом познает естественный мир. Философия не должна быть мистической, она представляет собой механизм рационального («естественного») познания мира. Наряду с рациональной философией Фома устанавливает область теологии, которая имеет дело со сверхъестественным, откровением и действием благодати (область мистики, которая есть созерцание Бога и слияние с Ним). Всё распределено, всему отведено свое место; создана стройная иерархическая система, в которой невозможны перестановки и смешения. Для Н. разделение между естественным и сверхъестественным представляется краеугольным камнем христианства.

Заключение

Основа томизма и неотомизма - это Бог, чистое бытие, духовное первоначало. Данная основа находит современное прикладное применение: религиозное постижение естественно-научных теорий, обоснование существования высшего существа с помощью космологических аргументов, пересмотр традиционной иерархии католических ценностей с позиций приоритета проблемы человека и др.

Таким образом, философия Фомы Аквинского послужила отправной точкой для дальнейшего развития современной философии, проявившейся в таком философском направлении как неотомизм, которое на данный момент имеет огромное количество последователей и продолжает развиваться, включая в себя отдельные положения экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и других течений современного идеализма.

Важнейшая особенность Неотомизма- стремление к универсальному синтезу самых различных духовных ценностей. Он берется объединить веру и разум, умозрение и опыт, индивидуализм и коллективизм (так называемая «христианская народная акция»). Лейтмотивом Ватиканских соборов XX в. становится мысль - «христиане должны уметь гармонизировать данные новых наук, теорий и открытий с христианской моралью и мыслью». Неотомизм, по мнению Папы Иоанна Павла II, - это прежде всего диалог с современными философскими течениями, где необходим максимум внимания при анализе природы человека и его места в мире. В этом смысле, считает он, все католики - ученики Фомы Аквинского с его великим синтезом целостного органического опыта.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ТЕОЛОГИЯ

Глава XIV

Католическая философия - это совокупность существующих внутри католицизма философских течений, та-

ких, как неотомизм, «католический спиритуализм», персонализм, экзистенциализм, суарезианизм, скотизм и т. д., стремящихся обосновать религиозную догматику. По генезису все они составляют два направления в католической философии: католический спиритуализм, персонализм, экзистенциализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, а так называемые неосхоластические течения - суарезианизм, скотизм и неотомизм - к аристотелево-томистской.

Наиболее влиятельным течением является неотомизм. Неотомизм-обновленное учение средневекового схоласта Фомы Аквинского, сумевшего на основе «христианизации» аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальнс-теологическую систему. Видные представители неотомизма - Ж. Мари-тен, Э. Жильсон, Г. Веттер, И. Бохенский, Г. Манзер, И. де Фриз и др.

«Ренессанс» томистской философии в.XIX-XX вв. вызван необходимостью создания действенной идеологической концепции, которая могла бы противостоять революционному движению рабочего класса и его философии - диалектическому и историческому материализму. Энцикликой папы Льва XIII «Этерни патрис» («Отцу вечному», 1879) философия Фомы Аквинского провозглашалась вечной и единственно истинной и изучение ее вменялось в обязанность во всех католических учебных заведениях.

Католицизму для успешной борьбы с враждебными светскими и религиозными направлениями требовалась консолидация на основе одного из течений католической традиции, сулившего наибольшие шансы на успех. Таковым не могло быть, например, учение Августина с его откровенным иррационализмом и мистицизмом, хотя оно и имело последователей. Выбор пал на томизм. Последний не отрицал значения частных наук, признавал «в определенных границах» роль эмпирического знания, использовал некоторые постулаты рационализма, ставя их на службу так называемой естественной теологии.

Современный неотомизм - это философия, которая, осуждая некоторые идеалистические концепции, тем не менее включает в свою систему их положения. Критикуя иррационализм, томизм заимствовал его основные по-

сылки; выступая против фидеизма, он идет по пути фидеистского извращения разума и науки. Отрицая идеализм (субъективный), объявляя себя «реализмом», неотомизм все же остается откровенно теологическим, идеалистическим течением.

Вплоть до II Ватиканского собора неотомизм объявлялся официальными церковными кругами единственным методом теологии и философии. Однако на соборе не была подтверждена монополия неотомизма в римско-католической церкви. Утверждая, что Фома и его учение занимают в католицизме «особое место», соборные и послесоборные документы допускают относительный философский плюрализм. В результате сегодня уже нельзя, как это было возможно еще в 60-х и даже в 70-х годах, говорить о наличии в неотомизмеXX в. нескольких тенденций: палеотомизма, характеризовавшегося консервативным отношением ко всякого рода нововведениям; умеренного томизма, учитывавшего лишь отдельные новые моменты в философии и науке, и неонеотомизма, ратовавшего за широкое заимствование многих идей из современной буржуазной философии!. Тот неотомизм, который существует ныне и уже признается официальной церковью, есть только «ассимилирующий неотомизм», т. е. заимствующий идеи различных идеалистических философских направлений - феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и кантианского трансцендентализма.


Вера и разум. Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и знания. Согласно этому учению, существуют три формы постижения истины: наука, философия и теология. Низшая из них - наука, она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление «непосредственных», ближайших причин, дальше которых наука не идет.

Философия - более высокая ступень рационального познания. Она, в понимании томистов, является учением о бытии. Последнее составляет сущность каждой вещи, служит источником ее дальнейших превращений, а также основой причинных связей вплоть до «абсолютно первой» причины. Главной задачей философии должно быть не познание окружающей действительности, а познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей.

Рациональное знание «ценно», утверждают богословы, поскольку позволяет более полно понять истины откровения. Посредством «света разума» неотомизм пытается обосновать такие догматы, как существование бога, бессмертие души. Но, согласно неотомизму, есть

1 См.: Современный объективный идеализм М., 1963. С. 432- 433; Быховский Б. Э. Эрозия «вековечной» философии. М., 1973. С. 166.

догматы, при постижении которых обнаруживается «ограниченность», «поверхностность» философии и тем более науки. Таковыми являются догматы боговоплощения, воскресения, троичности бога, которые постигаются только путем божественного откровения. В этом смысле теология является в одно и то же время и вершиной рационального знания, доступного человеку, и нерациональным сверхразумным знанием, тождественным вере.

Понимание томистами взаимоотношения науки и философии, с одной стороны, и теологии - с другой, тесно связано с их трактовкой взаимоотношения веры и знания. Выдвинутый Фомой Аквинским принцип «гармонии» веры и разума сводится к следующему; истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо бог является творцом и откровения, и разума. Противоречить же себе бог не может.

Учение томизма о «гармонии» веры и разума претендует на некий «новый рационализм», официально оно даже выступает против иррационализма. Однако этот «рационализм» фактически является псевдорационализмом. В основе неотомизма лежит иррациональная вера в сверхъестественное. Наука и философия рассматриваются как вспомогательные дисциплины. Ответ на любой философский вопрос, считают неотомисты, может дать только религия.

Учение о бытии. Главным в философии неотомизма является онтология. Ее предмет и основная категория - «бытие». Оно понимается неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания сверхъестественного и материального (вторичного по отношению к первому) миров. Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. Бытие для томистов - это «абсолютно первое понятие», о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие в томистской интерпретации предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой - как бог. Поэтому онтология неотомизма выступает и как учение о свойствах материальных вещей, и как учение о бытии бога.

«Бытие как таковое», как абстракция свойств объектов - трансцендентно, поскольку оно возвышается над всеми родо-видовыми определениями. Только «бытие как таковое», в основе которого находится духовная субстанция, является предметом томистской онтологии.

Это идеалистически понятое бытие состоит из потенции (она же возможность, или «чистое бытие») и акта (действительности). Потенция означает возможность изменения, становления чем-то определенным, в то время как акт - реализация потенции. Поскольку неотомистское бытие - не действительное бытие материального мира, то и переход возможности в действительность не связан с переходом от одной формы движения материи к другой. Бытие как таковое, писал Ж. Маритен, «не свя-

зано с материальными особенностями эмпирического существования, поскольку акт существования осуществляется... без материи». «Реальным», подлинным миром для томистов оказывается нематериальный мир, мир сущностей.

Акт бытия в мире, согласно томизму, определяется божественной первопричиной через иерархию причин, или метафизических принципов: материальной причины, формальной, действующей и целевой. Первые две причины находятся в самих вещах, последние - вне их.

Вещи, созданные богом, рассматриваются томистами как субстанции, о которых можно судить по их сущности и существованию. Все, кроме бога, «состоит из сущности, т. е. из того, чем данное бытие является, и из существования, т.е. из того, что определяет существование этого бытия».

Неотомисты не отрицают многообразия окружающего мира, но объясняют его с помощью идеи гилеморфизма, или спецификой соотношения материи и формы. Материя для них - метафизически понятая возможность, а форма - действительность. Придерживаясь креационистского истолкования возникновения нового и отрицая научное истолкование, в соответствии с которым источник движения присущ самой материи, неотомисты утверждают, что материя - неопределенная, бесформенная и пассивная, неспособная к «самодвижению» и «самосуществованию» потенция. Чтобы стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность и вообще существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее.

В результате действия указанных причин форма конституирует содержание - субстанцию.

В неотомистском гилеморфическом истолковании все «сотворенное» богом образует так называемую иерархию бытия, которая выглядит следующим образом. Первые объекты, характеризующиеся материей и формой, - минералы. Над неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров «чистых духов» - ангелов. Согласно томистскому гилеморфизму, человек, как и всякое бытие, есть единство потенции и акта, материи и формы. Человеческая бессмертная душа - это форма, определяющая бытие человека. Она более благородный элемент, нежели телесная организация. Данная человеку, она принадлежит богу.

Но как соотносится бытие бога с сотворенным им бытием? Этот вопрос томисты решают посредством признания аналогии бога и мира. Они исходят из того, что бог и созданный им мир обладают не единой, но и непротивоположной природой, они суть аналогии. По свойствам всякого бытия можно составить определенное представление о свойствах бога. В действительности они произвольно, априорно переносят абсолютизированные свойства человека на бога. Затем на всякое бытие, на конечные «сотворенные» вещи «по аналогии» переносятся полученные таким образом атрибуты бога.

Несмотря на то что раскрытие любой категории то-мистской онтологии имеет целью обоснование бытия бога, неотомисты, не останавливаясь на этом, считают важной частью своего учения специальные «доказательства» существования бога. Они повторяют аргументы, выдвинутые еще Фомой Аквинским: от наличия движения в мире к существованию неподвижного перводвигателя; от причинной обусловленности каждой вещи к наличию первопричины; от случайности вещей к признанию абсолютно необходимого существа; от градации степеней совершенства вещей к наличию абсолютного совершенства; от целесообразности в природе к существованию сверхприродного разумного существа - источника этой целесообразности.

Теория познания. Томисты утверждают, что именно их теория познания позволяет именовать философию неотомизма не иначе как реализмом. Основанием для этого является признание неотомизмом существования независимой от человека реальности и возможности ее познания, а также критика субъективно-идеалистического понимания процесса познания. «Томистский реализм, - пишет И. Бохенский, - учит, что человеческое познание заключается не в создании субъекта, не в сотворении того, что человек познает, а в восприятии действительности, существующей вне сознания человека и независимо от него». Наиболее радикально настроенные томисты даже утверждают, что их гносеология по своему характеру и методологическим принципам близка марксистской теории познания. В действительности же за наукообразными положениями неотомистской гносеологии кроется идеалистическое решение всех основополагающих проблем теории познания.

Признание объективной реальности действительно является исходной посылкой теории познания неотомиз-

ма, но в ней четко разграничивается сфера естественного и сверхъестественного. Формально неотомизм не отрицает значения опыта в процессе познания, поскольку считается, что только опытным путем у человека вырабатываются элементарные понятия. Но опыт не дает знания нематериальной сущности вещей, которая и является предметом познания неотомизма.

Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Но что понимается под субъектом и объектом? Субъектом у неотомистов выступает не человек, а его бессмертная душа, объектом - сущность вещи: форма, идея. Таким образом, человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности. Материя выпадает из неотомистской гносеологии. Более того, поскольку инертная и лишенная формы, а стало быть, способности к саморазвитию материя не есть объект исследования, то непременным условием процесса познания является освобождение от материи (дематериализация формы). «Бытие, - утверждает Ж. Маритен, - познается соответственно уровню, на котором оно нематериально».

Неотомисты называют свою концепцию сенсуалистической потому, что познание «сущности» вещей начинается с чувственного восприятия. Но этот путь, с их точки зрения, завершается образованием понятий только единичных вещей. Дальнейшее познание - «всеобщности» - возможно лишь на уровне откровения.

Процесс познания выглядит следующим образом. В результате воздействия «внешних бытии» на органы чувств человека у него возникают «чувственные подобия» вещей, являющиеся посредниками между человеком и вещами. Эти «познавательные формы», которые томисты называют species, не тождественны самим вещам, ибо, по терминологии Фомы Аквинского, «они не то, что мы видим», а то, «посредством чего мы видим». На основе species у человека возникают образы вещей, понятия, слова, являющиеся конечным результатом познания. Указанный «посредник» освобождает форму от материи, и сущность вещи в томистском понимании становится доступной человеческому разуму. Таким образом, разум может воспринимать нематериальную форму вещи. «Рациональное» томистское познание - это не познание материальных процессов посредством ощущений и разума, а своего рода приобщение человека к «разуму бога».

Неотомистское учение об истине также носит идеали-

стический и метафизический характер. Различаются две истины: онтологическая и логическая. Последняя выражается в суждениях и заключениях разума о бытии. Суждение считается истинным, если оно соответствует действительности. но не реальной, а сотворенной богом. Онтологическая истина заключена в самом бытии: поскольку всякое бытие предопределено высшим разумом (богом), то в боге познание и бытие являются одним и тем же.

Проводя различие между божественной и человеческой истинами, при этом отдавая дань «рационализму», томисты говорят об относительной автономии последней. И тем не менее логическая истина оказывается подчиненной онтологической, поскольку знание истинно лишь тогда, когда оно соответствует сотворенным богом вещам.

Критерий истины у неотомистов - божественный разум. Общественная же практика как критерий истины при таком подходе становится лишней и полностью отвергается.

Приверженцы неотомизма сознают, что ортодоксальный вариант их гносеологии характеризуется неразрешимыми противоречиями. Поэтому неотомисты пытаются реформировать традиционные представления о природе познания посредством обращения к гносеологии Канта и Гуссерля, введением в свое учение субъективно-идеалистической трактовки активности личности. Результатом подобного «обновления» является то, что к исходным противоречиям неотомистской гносеологии прибавляются новые противоречия, еще более усугубляющие кризис философской мысли эпигонов Фомы Аквинского.

Предмет и метод истории политических и правовых учений

Согласно Аристотелю человек как политическое существо может существовать только в

-: империи Александра Македонского

Представление о политике как прежде всего борьбе за власть ввел

-: Аристотель

+: Н. Макиавелли

-: Т. Гоббс

Аспекты политико-правового содержания учений (два правильных ответа)

+: конкретно-исторический

+: общетеоретический

-: практический

-: общенаучный

Доктрина неотомизма называется в честь

+: Ф. Аквинского

-: Св. Фомы

-: Т. Беккета

Укажите в хронологическом порядке появление политико-правовой теории в истории общества:

1: легистское учение;

2: теория общественного договора;

3: учение о правовом государстве;

4: нормативистская теория права

Последовательность в хронологическом порядке появление школ права в Западной Европе

1: глоссаторов

2: комментаторов

3: гуманистическая

4: историческая

Последовательность в хронологическом порядке появления произведения

1: «Государство» Платона

2: «Сумма теологии» Ф. Аквинского

3: «Левиафан» Т. Гоббса

4: «Капитал» К. Маркса

Соответствие между теорией происхождения государства и исторической эпохой ее появления

L1: патриархальная

L2: теологическая

L3: договорная

L4: материалистическая

R1: древний мир

R2: средневековье

R3: эпоха Просвещения

R4: новое время

Соответствие между произведением и его автором

L1: Аристотель

L2: Н. Макиавелли

L3: Ш. Монтескье

L4: В. Ленин

R1: «Политика»

R2: «Государь»

R3: «О духе законов»

R4: «Государство и революция»

Соответствие между мыслителем и страной его проживания

L1: Аристотель

L2: Конфуций

L3: Цицерон

L4: Заратустра

R1: Греция

R3: Древний Рим

Один из подходов к пониманию права-«запретительный» звучит: «Запрещено, все, что не ***»

+: разрешено

Основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – «воздаяние равным за ***»

-: выборности монархов

-: предопределения

Последовательность в хронологическом порядке появления правовых школ в истории общества

1: глоссаторов

2: легистов

3: естественного права

4: историческая школа права

Последовательность в хронологическом порядке деятельности юристов

1: Ульпиан

2: Монтескье

4: Кельзен

L1: Кельзен

L3: Ш. Монтескье

L4: Прудон

R1: теория правового нормативизма

R2: теория раннего либерализма

R3: разделения властей

R4: анархизма

Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией происхождения государства

L1: Энгельс

L3: Ш. Монтескье

L4: Гумплович

R1: материалистическая

R2: договорная

R3: теократическая

R4: теория насилия

К числу католических мыслителей не принадлежит

-: Ф. Аквинский

-: Ж. Маритен

+: Т. Гоббс

Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией

L1: И. Бентам

L2: Дж. Остин

L3: Л. Дюги

L4: О. Бланки

R1: английский либерализм

R2: юридический позитивизм

R3: солидаризм

R4: революционно-утопический коммунизм

Соответствие между мыслителем и источником права

L1: Гегель

L4: Ф. Аквинский

R1: абсолютный дух

R2: национальный дух

R3: воля экономически господствующего класса

R4: воля Бога

Политическим теоретиками из числа русских царей были (2 правильных ответа)

+: Екатерина II

-: Николай

-: Михаил Романов

Святым католической церкви не является

-: Ф. Аквинский

-: Августин Аврелий

-: Ж. Маритен

Высокопоставленным православным церковным деятелем не является

+: Н. Сорский

-: Илларион

-: И. Волоцкий

-: Ф. Прокопович

«Матерью всех парламентов» называют

+: Вестмистер

-: кортесы

-: Генеральные штаты

-: альтинг

В древнем мире наиболее стабильной формой правления является

+: монархия

-: демократия

-: аристократия

-: тирания

В современном мире наиболее стабильной формой правления является

-: олигархия

+: демократия

-: аристократия

-: тирания

Неотчуждаемые права получают феодалы в соответствии с (два правильных ответа)

+: Великой хартией вольностей

+: Жалованной грамотой дворянству

-: Habeas Corpus Асt

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Философия неотомизма

Введение

2. Учение о бытии

Заключение

Введение

Неотомизм - наиболее распространённое религиозно-философское течение в современной философии. Особенно влиятельно оно в странах католического вероисповедания: Италии, Испании, Бельгии, Латинской Америке, Франции, ФРГ и других.

Философия неотомизма основывается на философском учении Фомы Аквинского (1225-1274), который создал своё учение, использовав аристотелизм для обоснования и защиты католического вероучения, показав, что он не противостоит католицизму. Замысел Фомы Аквинского не сразу был оценен католическими теологами, который только спустя почти 50 лет после своей смерти был причислен к лику святых, а его учение - томизм (Фома в латинском варианте - Томмазо) стало преобладающим в средневековой христианской философии.

Еще в конце XIX в. Папа Лев XIII понял, что между церковью и современным обществом развергается огромная пропасть. Необходимо было не только обновление христианства, но и адаптация его постулатов к современным жизненным ситуациям, что нашло свое отражение в выдвижении лозунга "accomodata renovatio", т.е. приспособления католичества к новым условиям. Таким образом официальное католичество стремилось примениться к изменениям в обществе, призывая католиков учитывать достижения науки, культуры, политики, экономики и т.д.

Наиболее крупными философами-неотомистами являются Этьен Жильсон (Франция, 1884-1978), Жак Маритен (Франция, 1882-1973), Б. Лотц, де Фриз, Бохеньский, Ранер (Германия), Ф. Ван Стеенберген, Л. Де Реймекер (Бельгия), К. Войтыла, М. Кромпец (Польша), У. Падовани, К. Фабро (Италия) и др.

аквинский неотомизм бытие вера

1. Соотношение веры и разума в концепции неотомизма

Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума. В свое время Фома Аквинский, оценивая предшествующие попытки решения указанной дилеммы [иррационализм христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 - после 220), рационализм французского философа П.Абеляра (1079- 1142)], пришел к выводу об их неприемлемости и необходимости выработки новой концепции. Тертуллиан утверждал, что разум не в состоянии постичь истины, открывающейся в акте веры, и тем самым признавал неустранимостъ противоречия между разумом и верой, а значит, и невозможность рационального доказательства бытия Бога. Для воззрений А. Абеляра, напротив, характерен рационализм - предварительным условием веры у него выступает разум ("понимаю, чтобы верить"). П. Абеляр подчеркивал преимущества разума перед слепой верой, подвергал сомнению истинность догматов и тем самым проводил идею автономии науки по отношению к теологии.

Предложенный Фомой Аквинским и его последователями принцип

гармонии веры и разума предполагает, что религиозная вера и знание суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом сотворенный мир и сверхъестественным образом - через Откровение, божественное слово.

Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины: наука, философия и теология. Низшая из них наука; она фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Но это лишь выявление непосредственных ближайших причин, дальше которых наука не идет.

Философия не является самостоятельной наукой. Философия, как и любое знание, основанное на разуме (в том числе и научное), и религия дополняют дуг друга, ведя нас к одной и той же цели. Ведь не случайно и не зря Бог дал человеку разум. Но человеческий разум конечен, он не может познать все, и уже за пределы того, что может постигнуть разум, выводит нас вера, источником которой является Божественное откровение. Поэтому предмет веры гораздо шире, чем предмет разума. Вера главенствует над разумом, так же, как религия и богословие главенствует над философией. Вера является критерием, конечным критерием любой истины. Поэтому разум, впадая в некоторое сомнение или противоречие, должен сообразовываться с этим критерием. Разум не может противоречить истинам Церкви. Таким образом, неотомизм пытается избежать противоречия между разумом и верой, пытается соединить их, противопоставляя себя как фидеизму, так и рационализму. Также существовала позиция чистого рационализма, в соответствии с которой богословы утверждали, что нельзя оставлять вопрос о бытии Бога целиком на попечение веры, ибо человек верует в то, во что он хочет, в то время как разум принуждает к чему-то; как показывает наука, аргументы разума гораздо более действенны на человека. Поэтому если чистый рационализм сможет доказать бытие Бога, он в гораздо большей степени будет способствовать возвращению людей в лоно католической Церкви, чем упование только на веру. Богословие возглавляет иерархию всех наук так же, как Бог возглавляет бытие. Так же, как все сущее достигает совершенства в Боге, так и философия не утрачивает себя в богословии. Наоборот, философия, служа Богу, освящается и получает Божественную благодать и критерии истины, которого так не хватает, когда она отделяет себя от Бога и христианства. Таким образом, богословие создает фундамент для философии, которого она лишается пускаясь в "свободное плаванье".

Но и богословие не может существовать без философии. Богословие не создает философию, которая имеет независимый от богословия источник, но богословие находит философию и использует ее. Основные образы союза философии и богословия католики заимствуют из области Божественного промысла. Так же, как без природы нет благодати, так и без философии нет истинного богословия. Они не противоречат друг другу, как не противоречат друг другу мир и Бог, его создавший. С помощью философии богословие обретает структуру и дух подлинной науки, т.е. отливается в форму системы умозаключений. С помощью философии богословие становится более доказательным и, таким образом, более свободно может распространяться среди людей нецерковных и даже неверующих. Как учил Фома Аквинский, апелляция к истинам только лишь разума это единственный способ разговаривать с неверующими, ибо как можно что-то аргументировать, взывая к Евангелию и Святому Писанию, людям, которые вообще не верят в богодуховность этих книг. С ними можно разговаривать только на языке разума, поэтому союз философии и богословия способен решать не только внутрицерковные задачи, но прежде всего он направлен на упорядочение умов людей мирских, светских, атеистически настроенных. Схоластическая философия, схоластическое мировоззрение, которое со времен эпохи Возрождения и эпохи Просвещения стало восприниматься только в негативном смысле, как мертвое, отключенное от насущных жизненных вопросов, возрождается в работах современных католиков. Схоластика, по определению Этьена Жильсона, это разум, используемый в целях веры, но развивающийся в форме науки. Цель схоластики и содержание ее- вера, а наукообразная ее форма более понятна людям нецерковным и неверующим. Философия же является тем методом, языком на котором богословы разговаривают с людьми, не разделяющих их высоких истин.

2. Учение о бытии

По выражению Фомы Аквинского, одним из основных вопрос богословия и христианской философии является вопрос о бытии. В христианстве, по мнению неотемистов, существует двойная онтология. С одной стороны, есть бытие Бога, с другой - сотворенное бытие. Бытие Бога есть бытие само по себе, и обозначается оно термином esse, а сотворенное бытие, наш мир, сущее обозначается слово ens. Бытие Бога непостижимо, оно отличается от мира, и непостижимо именно потому, что Творец отличается от твари, и, мы являясь сотворенными, не можем постигнуть бытие Бога. Только лишь в Боге сущность совпадает с существованием, в мире же существование и сущность разделены. Миру существует потому, что Бог дает этому миру сущность. Существование возможно лишь постольку, поскольку оно причастно бытию Бога. Мир сотворен из ничего(в том числе и материальный мир).

Поскольку бытие Бога духовно (Бог есть Дух), то единство мира состоит в его духовности, а не в материальности. Жильсон неоднократно подчеркивал, что христианская философия- это реализм, объединяющий в себе и материальное, и идеальное начало. Христианство признает существование материи, но так как единство мира состоит в его духовности, то духовное возвышается над материальным. Отсюда следует, что идеализм имеет много общего с христианской веры, чем материализм, но чистый идеализм, то, что называется спиритуализмом, не имеет ничего общего с истинным христианство. Разум будучи духовным, познавая мир, должен познать нечто духовное. Поэтому в мире существует духовное начало. Но разум не может познать бытие Бога. Разум человеческий есть разум сотворенный, и этот разум познает также сотворённый порядок вещей. По мнению неотомистов, человек может знать о Боге только по антологии; познавая один лишь материальный мир, человек способен судить о Боге на основании того, что он приписывает ему некоторые характеристики в высшей степени, ли же наоборот, лишает Богат тех негативных характеристик, которые также принадлежат негативному миру. Отсюда следует, что прямое знание о Боге невозможно. Тем более важным признается откровение, когда Бог сам открывает себя людям. Именно поэтому необходима вера, вера в существование сверхъестественного, в существование Бога, в его бытие. Согласно этому неотомизм вновь повторяет необходимость доказательств бытия Бога Фомы Аквинского, доказательств основанных на бытии нашего мира, на том, что в мире есть необходимость и случайность, что мир движим целями и т.д. Эти доказательства не принуждают нас к бытию Бога, но показываю, что Бог существует. " Мы знаем, что Бог есть, но что он есть мы знать не можем".

3. Социальные воззрения неотомистов

Человеческое общество в социально-политической философии неотомизма понимается как естественное общество; его основные формы -- семья, община, профессия, родина, государство. Частная собственность отождествляется в неотомизме с собственностью вообще, т.е. с присвоением человеком предметов природы. Различие между классами выводится из разделения труда и представляется в основе своей различием между профессиями. Согласно неотомизму, существуют три типа отношений личности к обществу, связанных с социальной организацией: индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, Неотомизм пропагандирует так называемый солидаризм, обосновываемый христианским принципом любви к ближнему. На практике это выливается в проповедь социального мира между классами.

Неотомисты считают моральным и справедливым стремление людей к счастью, но они стараются доказать, что счастье следует искать не во внешних условиях жизни, а во внутреннем отношении человека к его поступкам и в общении с богом. Бессмертный человек чувствует неодолимое влечение к счастью...-- писал, например, испанский томистский журнал, -- но нет ни земных, ни материальных, ни духовных ценностей, которые могли бы утолить эту неутолимую жажду. Только бог может утолить ее. Только бог может заполнить эту пустоту человеческого духа". Такая мораль на деле означает полное примирение с социальной несправедливостью и служит только господствующему классу.

Социально-политическое учение неотомистов не содержит в себе чего-либо специфического, отличающего его от других течений католической философии, поскольку все они в сущности лишь интерпретируют соответствующие указания Ватикана, выступления главы католической церкви. Когда в середине XIX в. стало оформляться революционное рабочее движение и возникли первые организации рабочего класса, Ватикан обрушился на социалистические и коммунистические идеи, объявив, что это идеи антихриста, несущие смерть цивилизованному обществу. Но по мере того как рабочее движение ширилось, а идеи социализма все более распространялись, Ватикан менял тон, он вынужден был признать правомерность стремлений рабочих улучшить свое положение, их право на создание профессиональных организаций, страховых касс и т. д. В то же время Ватикан выступил с проповедью примирения классов. В опубликованной в 1891 г. энциклике папа Лев XIII утверждал, что "человечество должно безропотно нести свое бремя; устранить из мира социальное неравенство невозможно. Правда, это пытаются сделать социалисты, но всякая попытка, направленная против природы, бесполезна".

Существование богатых и бедных вытекает из воли божьей,-- эта идея, которую высказывал еще Фома, настойчиво защищается католической церковью по сей день. В энциклике 1891 г. папа отстаивал так называемую органическую теорию общества. Лев XIII писал, что было бы величайшей ошибкой считать, что богатые и пролетарии враждебны друг другу. Наоборот, "подобно тому как в человеческом теле различные члены сочетаются между собой и образуют гармоническое симметричное целое, так и природа хочет, чтобы в человеческом обществе эти два класса находились в гармонии и чтобы результатом этого было равновесие. Для каждого из них другой абсолютно необходим; не может существовать ни капитал без труда, ни труд без капитала" Как Папа утешал бедных и обездоленных, говоря, что "горе никогда не исчезнет с лица земли, ибо суровы и трудно переносимы последствия греха, которые, хотят этого люди или нет, сопровождают человека до могилы. Поэтому страдать и терпеть -- удел человека". Правда, папа высказывал неодобрение тем богатым, которые используют свою собственность лишь в своих эгоистических интересах, и призывал к "справедливому распределению" благ.

Со времени энциклики 1891 г. социальная доктрина католической церкви в принципе не претерпела изменений. Наиболее существенными новшествами явились, во-первых, непримиримо враждебная позиция Ватикана и католических руководителей по отношению к международному коммунистическому движению; во-вторых, псевдокритика капитализма и курс на "третью линию". Неотомисты на словах осуждают крайности империалистической политики, порицают своекорыстие монополистического капитала, пренебрегающего интересами средних слоев, выступают против бюрократизма и чрезмерной централизации государственной власти и предлагают множество половинчатых мелких реформ, которые могут создать иллюзию защиты ими интересов трудящихся, но которые ставят своей целью лишь укрепление власти господствующего класса.

В последнее время, учитывая происходящие в мире сдвиги, полевение широких масс, непрерывное падение влияния религии, католические руководители и идеологи начали вести более гибкую политику, идя на некоторые уступки общественному мнению. Положительное значение имеют осуждение Ватиканом колониализма и войны как средств разрешения международных споров. Как и раньше, важнейшей причиной всех социальных противоречий католические деятели считают ослабление веры, которое и привело к росту эгоистических склонностей человека, Возвращение к вере и духу христианства, усиление роли католической церкви во всей политической, экономической и идеологической сферах общественной жизни -- такова, по их мнению, панацея от всех бед.

Неотомисты активно выступают против диалектического и исторического материализма, издают огромное количество "критических" опусов, полемизирующих с философией марксизма; выпущены специальные учебники по "опровержению" диалектического материализма. "Исследовательскими" центрами борьбы против марксистской философии являются "Русский институт" в Ватикане и "Институт Восточной Европы" во Фрейбурге (Швейцария), издающий специальный квартальный журнал "Studies in Soviet Thought".

Заключение

В завершении работы, я пришла к выводу, что в ходе своей многовековой истории католическая философия претерпела известную эволюцию; она вынуждена была учитывать новые веяния в духовной культуре общества, обрастала различными наслоениями, ассимилировала элементы наиболее распространенных и влиятельных учений и, таким образом, перестраивала свою систему с учетом требований эпохи. Все это не могло не менять ее облика. Однако новшества, которые вносились в томистскую схоластику в ходе ее эволюции, не изменили ее главных принципов -- идею союза веры и разума и требования подчинить философию теологии. Это дает основания рассматривать современную католическую философию, несмотря на определенную динамичность и активную приспособляемость, как "живой призрак" минувшей эпохи.

Список использованной литературы

1. Основы религиоведения Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков, и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 1994. - 368 с.

2. Лега В.П. Лекции по истории западной философии. Неотомизм. / 2000 - по материалам сайта издательства Мартис http://www.martys.ru

4. Философия. Историческое развитие философии. Основные направления и школы. Особенности современной религиозной мысли /под ред. Л.С. Сысоевой; А.А. Степанова - Томск: 2003-234. // Электронный ресурс- http://rudocs.exdat.com/docs/index-10942.html?page=16#517737

5. Интернет версия: Новая философская энциклопедия: в 4 т. Институт философии РАИ: Предс. научно-ред.совета В.С. Степин / М: 2000-2001. http://iph.ras.ru/elib/2055.html

6. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова / М:1971. //Электронный ресурс// http://www.biografia.ru/about/filosofia86.html

7. "Краткая философская энциклопедия" - М., Прогресс, 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее описание и основные проблемы веры и разума в средневековой философии. Рассмотрение проблем гармонии веры и разума на примере работ Фомы Аквинского. Теоцентризм средневековой философии, его специфические особенности и значение в истории науки.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Конфликт человеческого разума и веры. Возникновение неотомизма: учение Фомы Аквинского. Вера и разум как взаимодополняющие черты человека и их соотношение. Человеческий разум как инструмент для косвенного познания бога. Понятие души и её бессмертие.

    реферат , добавлен 19.01.2013

    Жизненный путь Фомы Аквинского, его учение о бытии, учение о человеке и его душе. Основные черты философии средневековья. Теория познания и этика средневекового философа. Пять доказательств бытия Бога. Политика и зарождения новых способов миропонимания.

    реферат , добавлен 06.06.2010

    Изучение концепции мира и человека в средневековой философии. Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях. Основные принципы христианской теологии. Развитие томизма, неотомизма, экзистенциализма и течений идеализма.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2014

    Основные положения средневековой философии. Возникновение схоластической философии в западной Европе. Период расцвета схоластики. Духовная культура. Альберт Великий и Фома Аквинский. Вопросы науки и веры. Концепция универсалий. Проблемы человеческой души.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, проблема соотношения веры и разума, философии и теологии, доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского. Теоцентризм как главная характеристика европейской средневековой философии.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2010

    Социокультурный контекст развития средневековой схоластической философии. Проблемы соотношения и взаимосвязи веры и разума. Формирование личностного самосознания с возникновением христианства. Общая характеристика христианского философского символизма.

    реферат , добавлен 22.09.2011

    Как умеренный реализм Аристотеля воспринимался и пересматривался Фомой Аквинским. Построения Аквината и их значение для истории философии. Вопрос о форме и материи. Учение Фомы Аквинского как высший этап в развитии западноевропейской схоластики.

    реферат , добавлен 02.09.2013

    Краткие сведения о жизни и деятельности Фомы Аквинского. Предпосылки учения Фомы Аквинского. Сущность, значение и природа возникновения государства по Аквинскому. Обоснование превосходства папской власти Аквинским и его значение для католической церкви.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Социально-исторические, духовно-культурные и философские предпосылки возникновения средневековой философии. Основные принципы и особенности философского средневекового мышления. Античная философия и христианство: проблема соотношения разума и веры.

НЕОТОМИЗМ

НЕОТОМИЗМ

филос. школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. С 1879 Н. получил офиц. признание Ватикана (энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris») . Наиболее известные представители Н.- Жильсон, Маритен, А. Сертийанж (Франция) , В. Вруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, И. де Фриз (ФРГ) , Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген (Бельгия) , У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия) . Крупнейшими центрами по разработке и пропаганде Н. являются Высший при Лувенском университете (Бельгия) , Академия св. Фомы в Ватикане, Парижский католич. институт, Католич, университет в Милане, Ин-т в Пуллахе (близ Мюнхена) и др. Н.- одно из наиболее влият. течений в совр. бурж. философии, располагающее многочисл. институтами, издва-ми, журналами в ряде стран Европы и Америки.

Н. резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на , объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Это объединение осуществляется в Н. на жёстко фиксированной догматич. основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божеств. откровения: неотомистская является служанкой богословия. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. В соответствии с этим предстаёт в Н. как сотворённый богом и иерархически расчленённый на ступеней, соотношение между которыми описывается на основе преобразованных Фомой аристотелианских моделей.

В рамках томистской классификации форм знания выделяется - . Объектом её и осн. принципом неотомисты считают чистое (esse) , которое отличается от сущего (ens) : имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести содержат. о реальном бытии и его законах и что необходимо устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счёте - между богом и сотворённым им миром, неотомисты пытаются найти выход из этого противоречия в постулировании т. н. трансцендентальных понятий (единство , истина, благо , прекрасное) , которые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. Др. формой устранения этого противоречия выступает в Н. учение об аналогии сущего (или аналогии бытия) , обосновывающее познания бытия бога из бытия мира, несмотря на принципиальное их природ (путём аналогии) .

В основе онтологии Н.- учение об акте и потенции, согласно которому процессы возникновения тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, потенций. Поскольку рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с т. зр. Н. может быть понято лишь как «участие» в бесконечном бытии бога, который является актуальным началом всего сущего.

Основу натурфилософии Н. составляет гилемор-физм - восходящее к аристотелизму учение о форме и материи, согласно которому является чисто пассивным началом и приобретает определ. благодаря нематериальной форме. Формы, актуализируя косную материю, создают всё многообразие материальных способов и видов бытия - от неорганич. мира до высшей ступени природного бытия - человека, формой и сущностью которого является нематериальная и потому бессмертная . Высшая (форма форм) , согласно Н., не связана с материей. Она создаёт и первичную материю, и всё многообразие форм. Этой высшей формой является .

имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. Смысл и назначение человеч. сознания - обнаружить трансцендентое в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логич., рационального познания. Границей науч. познания Н. объявляет вопросы о сущности бытия, которые относит к сфере философии и теологии. Наука постигает вторичные причины и раскрывает лишь последовательность и внеш. связь событий, тогда как конечные лричины всего существующего относятся к свсрхъес-теств. порядку бытия, т. е. к богу. Человеч. , чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божеств. интеллектом.

Личность в Н. есть незыблемая и самодеят. духовная субстанция. Атрибуты личности - , самосознание, проявления в духовном акте, творч. возможности - получают, однако, своё ценностное лишь в соотнесении с богом.

Организация "упорядоченных" отношений между различными уровнями и аспектами неотомистской картины мира осуществляется на основе архаич. и соблазнительно "ясных" аристотелианских моделей. В обстановке 20 в., когда крайний парадоксализм стал всеобщей духовной атмосферой, Н. стремится подчеркнуть свое уважение перед здравым смыслом и школьной ("схоластической") правильностью логич. ходов. С одной стороны, Н. предоставляет уму совр. зап. человека возможность переживания религ. тайны, он может импонировать ему эстетически своей архаичностью, но в то же время он обещает удовлетворить и совсем иные – в простоте, ясности, в эмпирич. толковости, даже в "научности" (и это в то время, когда целый ряд мыслителей вообще отрывает филос. от научного). Широко распространен к Н. среди естественнонауч. интеллигенции, к-рую привлекает как бы докантовская "здоровая " этой доктрины. Наряду с этим Н. имеет в своем арсенале "истины откровения" и "вечные" метафизич. положения, призванные дать окончат. ответ на все возможные вопросы о смысле жизни. Мистика и рассудочность, метафизич. и ходы мысли, построенные по аналогии с рабочими схемами точных наук, устойчивый и подчеркнутая "динамичность" в Н. дополняют друг друга, в своей совокупности создавая томистскую эйфорию (см. Н. А. Бердяев. Смысл творчества, М., 1916, с. 336) – почти гипнотич. иллюзию отовсюду замкнутого учения, способного удовлетворить самые взаимоисключающие запросы.

С. Аверинцев. Москва.

В метафизику Н. наряду со ср.-век. томистским учением о категориальных определениях бытия (форма и материя, акт и потенция, существование и сущность) вошли новые элементы: в первую очередь – филос. знания, в рамках к-рой выделяется учение о чистом бытии – , понимаемая как "первая философия", изолированная от частных наук и диктующая им свои принципы. Объектом метафизики и вместе с тем ее осн. принципом неотомисты считают чистое бытие (esse), к-рое отличается от сущего (ens) и разделяется на виды – конечное и , имманентное и , чувственное и умопостигаемое. Согласно Н., метафизика – в этом ее специфика и преимущества перед др. формами знания – имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием. Такого рода бытие свободно от всех признаков конечных, познаваемых в опыте вещей. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести к.-л. содержат. представление о бытии и его законах, сознавая для метафизики устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счете – между богом и сотворенным им миром, нек-рые неотомисты (нем. Ф. Сладечек, И. Лоц, итал. томист К. Фабро и др.) в качестве исходного принципа томистской метафизики развивают идею бытия как полноты совершенств (das Sein als Vollkommenheitsfülle). Эта означает, что в бытии преформировано все его , все его определения. Такой подход, однако, предполагает включение в исходное метафизики эмпирич. содержания, т.е. отказ от идеи бытия как чистого беспредпосылочного понятия. Выход из этого противоречия неотомисты пытаются найти в постулировании т.н. трансцендентальных понятий (" ", "истина", " ", "прекрасное"), к-рые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. С помощью трансценденталий будто бы можно создать совершенно определенный бога. Так как бог есть субсистированное в своей бесконечной полноте бытие, он выступает как "само" "единство", "сама" "истина", "само" "благо", "само" "прекрасное" (см. W. Brugger, Philosophischer Wörterbuch, Freib., 1965, S. 335).

Наряду с учением о трансценденталиях важной формой устранения "метафизич. парадоксов" (противоречий конечного и бесконечного, имманентного и трансцендентного, чувственного и умопостигаемого, божественного и сотворенного бытия) в Н. выступает учение об аналогии сущего или аналогии бытия (analogia entis), осн. идея к-рого была высказана Фомой Аквинским и затем развита его последователями (Фома де Вио и др.). "Бог – это совсем другое бытие, чем сотворенное, но его бытие может быть понято из бытия мира" (Meyer H., Tomas von Aquin, Paderborn, 1961, S. 181) благодаря аналогии бытия. В учении об аналогии бытия метафизика перерастает в теодицею и завершается т.н. доказательствами бытия бога.

Осн. стержень онтологии Н. – учение об акте и потенции, согласно к-рому процессы "возникновения" тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Поскольку "потенция" рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с т. зр. Н. может быть понято лишь как "участие" в бесконечном бытии бога, к-рый является актуальным началом всего сущего (actus purus). Бог есть абс. бытие, в к-ром " " и "существование" совпадают. В силу того что абс. бытие есть чистое духовное , бог выступает в качестве первопричины мира, источника всего сущего.

Натурфилософия Η., в отличие от метафизики, имеющей дело с бытием вообще, имеет своим предметом телесный мир – чувств. и изменчивое бытие. Основу натурфилософии составляет – восходящее к аристотелизму учение о материи и форме, согласно к-рому материя является чисто пассивным началом и приобретает определ. вид благодаря нематериальной форме. Формы, актуализируя косную материю, создают все многообразие материальных способов и видов бытия – от неогранич. мира до высшей ступени природного бытия – человека, формой и сущностью к-рого является нематериальная и потому бессмертная душа. Высшая форма ("форма форм"), согласно Н., не связана с материей. Она создает и "первичную материю", и все конкретное многообразие форм. Этой высшей формой является бог. Т.о., первичным, исходным и определяющим в Н. оказывается духовная по своей сущности и неизменная форма.

Отправной пункт гносеологии Н. – удвоение мира: разделение его на естественный и сверхъестественный, сотворенный и творящий. Расчленяя бытие на природное, или естественное ( naturae), интенциальное (esse intentionale) и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что субстанция, всеобщее бытие, имеет разумную природу и может быть постигнута лишь разумом. Смысл и назначение человеч. познания – обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логического, рационального познания. Самые глубокие и сокровенные истины обретает, согласно Н., не при помощи огранич. чувств. восприятий и несовершенного человеч. разума, а путем божеств. откровения. Границей науч. познания Н. объявляет вопросы о "сущности бытия", к-рые относит к сфере компетенции философии и теологии. Наука постигает "вторичные причины" и раскрывает лишь последовательность и внешнюю связь событий, тогда как "последние причины" всего существующего относятся к сверхъестеств. порядку бытия, т.е. к богу. Учение Н. об истине выражает соответствия идеального идеальному же, поскольку человеч. интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божеств. интеллектом. "Эта адекватность, или соответствие, не имеет ничего общего с копией или материальным отпечатком..., то, что здесь обозначает, должно быть мыслью, абсолютно очищенной от видимого и осязаемого" (Maritain J., Distinguer pour unir..., P., 1932, p. 170).

Философия истории Н. телеологична. Социальная проблематика Н. определяется той ролью, к-рую в неотомистской системе играет личности. Основу социологии составляет . Для Н. характерно телеологич. общества (как такого рода связи людей, к-рая служит достижению некой общей цели), в рассмотрение семьи, нации, гос-ва в связи с неизменной человеч. природой. Согласно Η., существует три типа отношений личности к обществу (связанных с социальной организацией): индивидуализм , коллективизм и солидаризм. Поскольку индивидуализм (капитализм) и коллективизм (социализм) отвергаются Н. как ложные крайности, солидаризма, обосновываемого принципом "христ. любви к ближнему", практически выливается в проповедь "социального мира" между классами. В своем учении об обществе Н. исходит из представления об абстрактной сущности человека, рассматриваемого не в его действит. социальных связях, а в его связи с богом в качестве члена только замкнутой религ. общины. Концепция человека в Н. персоналистична (см. Персонализм); есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности – свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творч. возможности – получают, однако, свое ценностное подтверждение, согласно Н., лишь в соотнесении с богом: "Бытие личности в ее отношении с богом" (Sanz, Th., Die ontische Structur der menschlichen Person nach der Lehre Thomas von Aquin, Md., 1942, S. 139), ибо личности черпается в совершенстве бога. Этич. характеристикой личности является степень торжества бессмертной божеств. души над грешным телом: "сотворенный по образу и подобию господа, человек должен совершенствовать в себе этот образ. В образе бога человеческая личность должна видеть , к которому она должна постоянно стремиться" (Messner J., Das Naturrecht. Handbuch der Gesellschaftsethik, Staatsethik und Wirtschaftsethik, 3 Aufl., S. 2). Эстетич. учение Н. базируется на понятии искусства как средства морально-религ. педагогики. Наряду с защитой всех традиционных духовных реалий Н. отстаивает идею красоты; последняя понимается как автономная, но в то же время включенная в общую иерархическую систему ценностей.

Лит.: Быховский Б. Э., Неотомистский обскурантизм, в кн.: Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962; Бургете А. Р., Совр. , в кн.: Совр. , М., 1963; Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; История философии, т. 6, кн. 2, М., 1965, с. 38–70; Maritain J., Antimoderne, P., 1922; его же, De Bergson à Thomas d"Aquin, P., 1947; Sertillanges Α., La philosophie de saint Thomas d"Aquin, nouv. éd., P., 1940; Manser G., Das Wesen des Thomismus, 3 Aufl., Freib. (Schw.), 1949; Steenberghen F. van, Erkenntnislehre (Epistemologie), Z.– , 1950 (Philosophia Lovaniensis, Bd 2); его же, Ontologie, Z.– , 1953 (Philosophia Lovaniensis, Bd 4); Lakebrink В., Hegels dialektische Ontologie und die thomistische Analektik, Köln, 1955; Grenet P., Le thomisme, 2 éd., P., 1956; Brunner Α., Die Grundfragen der Philosophie, 4 Aufl., Freib., 1956; Klaus G., Jesuiten, Gott., Materie. Des Jesuitenpaters Wetter Revolte wider Vernunft und Wissenschaft, В., 1957; Coreth E., Metaphysik, Münch., 1961; Meyer H., Thomas von Aquin, 2 Aufl., Paderborn, 1961; Maier H., Soziologie der Päpste, В., 1965; Wуser P., Thomas von Aquin, Bern, 1950; его же, Der Thomismus, Bern, 1951.

В. Гараджа, Л. Греков, К. Долгов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

НЕОТОМИЗМ

НЕОТОМИЗМ - наиболее авторитетное течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского. После опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII “Aeterai patris” получил официальной философской доктрины Ватикана. К числу крупных центров, ориентированных на разработку и пропаганду неотомизма, относятся Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пуллахский институт (близ Мюнхена), университет Нотр-Дам (США) и др. Ведущие представители неотомнзма - Э. Жильсоя, Ж. Марштен, Ж.-Э. Никола (Франция), Э. Корет, И. Месснер (Австрия), И.-Б. Лотц, М. Мюллер, И. Пипер, К. Ранер, И. де Фриз (Германия), Д. Мерсье, А. Дондейн, Ж. Ладрьер, Л. де Реймейкер, Ф. Ван Стеенберген (Бельгия), К. Войтыяа, М. Кромпец (Польша), Б. Мондин, Ф. Ольджати, У. Падовани, К. Фабро (Италия). Уже в 1-й пол. 20 в. наряду с тенденциям! по сохранению в неприкосновенности основоположений философии Аквината наблюдались попытки ее модернизации путем обращения к наследию Канта, новейших школ западной мысли. После II Ватиканского собора (1962-65), санкционировавшего курс на “обновление” - “аджорнаменто”, отчетливо обозначилась антропоцентрическая переориентация неотомизма, означавшая ассимляцию им инструментария и категориальных средств феноменологии, экзистенциальной герменевтики, философской антропологах, персонализма и иных направлений. Вступая в с современным миром, теоретики неотомизма популяризируют свои воззрения в многочисленных книгах и периодических изданиях, выходящих в Европе и США.

В разработке онтологических проблем теоретики неотомизма опираются на установки, традиционные для аристотелевско-томистской традиции. Божественное бытие невыразимо при помощи категорий и запечатлевается лишь специфическими надкатегориальными определениями - трансцендеяталиями, к числу которых относятся основные его “лики” - единство, истина, благо и . Сопричастный Богу сотворенный мир природы и культуры также изначально наделяется ценностным измерением. В Боге имеет место его сущности и существования. В сфере сотворенного бытия сущности предшествует существование, даруемое cЯbiuie, что дает ряду представителей неотомизма говорить о своеобразном “экзистенциализме” Фомы Аквинского. Последний полагал, что в разуме Творца присутствуют сушностные образцы - формы вещей. Наследуя этот , неотомисты говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами. Экзистенциальная связи божественного бытия и сотворенного мира, предпринятая еще Жильсоном и Маритеном, стала общепринятой в неотомизме. Многообразие сотворенного бытия интерпретируется при помощи идеи гилелюрфизма: каждое конкретное рассматривается как состоящее из формы и материи. Материя предстает в философии неотомизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы. Иерархическая упорядоченность - важнейшая черта сотворенного бытия, его ступени: первоматерня, неорганическая , мир растений и животных, человек , царство “чистых духов” - ангелов. Неотомизм провозглашает существование аналогии Бога и его творения, позволяющее, исходя из творения, до некоторой степени судить и о самом Творце (принцип аналогии бытия - см. Аналогия сущего). Наряду с традиционными доказательствами бытия Бога стали популярными и доказательства, опирающиеся на экзистенциальный личности и идею изначальной теономичности человека.

Теория познания неотомизма различает истину онтологическую и логическую. Если первая - продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога, то вторая связана с познавательной деятельностью человека, его субъективностью. Каждый объект может рассматриваться под различными углами зрения, т. е. представать как объект, интересующий познающего субъекта. Подобное разграничение позволяет утверждать возможность взаимодополнительности обыденного, научного, религиозно-философского и богословского видения одних и тех же материальных объектов. Познание рассматривается как дематериализации содержания, полученного субъектом при постижении реальности. При этом в действие вступают различные душевные индивида. “Познавательные формы” чувственного порядка варьируются по степени обобщенности и являют собой итог функционирования совокупности внешних и внутренних чувств. Активный интеллект осуществляет обработку чувственных образов и приводит к образованию “познавательных форм” высшего порядка - понятий. Неотомисты активно обсуждают роль механизма опосредования в процессе познания. Если сторонники умеренно-непосредствештого реализма (Жильсон , Мартен и др.) отрицали возможность усвоения учения Канта и иных версий трансцендентальной философии, ищущих доопытные, априорные основания познания, экзистенциальные константы человеческого бытия, то приверженцы умеренно-опосредованного реализма (Корет , Ранер, де Фриз и др.) активно ассимилировали методологический инструментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, экзистенциальной герменевтики. Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая Откровению. На первой ступени познания неотомисты обычно располагают и философию природы, при этом заимствуя нередко тезисы логического позитивизма, постпозитившзма, французского неорационализма и герменевтики. Наука трактуется как дающая лишь эмпирических феноменов, в то время как притязает на мировоззренческий ее данных, опираясь на метафизику. Вторая принадлежит математике, а третья отводится метафизике, анализирующей проблемы бытия. Теология выступает как единство познавательного и практического отношения к миру. К практическому, заинтересованному познанию неотомисты относят также , искусство и гуманитарные дисциплины. Над ними возвышается религиозная , эстетика, и иные отрасли философского знания, также занимающие подчиненное положение по отношению к метафизике и теологии, а следовательно, зависимые от Откровения.

Человек трактуется в антропологии неотомизма как сложная субстанция, состоящая из души и тела. Душа - формообразующий по отношению к телу принцип - предстает основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в своих деяниях направляется “естественным законом”, призывающим творить и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, культивировать которые и призвана общественная . Вопрос о творческой активности человека, созидающего культурно-исторический мир, находится в центре внимания теоретиков трансцендентального неотомизма (Войтыла , Корет, Лотц, Мюллер , Ранер и др.), сочетающих традиционные томистские положения с видением человеческого бытия, сложившимся в экзистенциальной герменевтике Хайдеггера и Гадамера, в философской антропологии Шелера, Плеснера, Гелена, в персонализме Рикёра и др. Источник культуросозидающей деятельности человека, его непрестанного самопревосхождения - трансценденции - выводится ими из ее устремленности к божественному Абсолюту.

Для неотомизма характерно сочетание традиционного для христианства провиденциально-эсхатологического видения общественного развития, истории и их анализа в свете современных проблем. Общество (“град земной”) трактуется как объединение личностей и одновременно как “сверхличность”; в своей эволюции ему надлежит следовать вечным ценностно-нормативным принципам, которые могут обрести различные и звучание в зависимости от контекста социальной ситуации. С осуществлением этих принципов неотомисты связывают обеспечение в контексте различных сообществ многообразия форм собственности, примирения противоречий мехчу социальными слоями и классами, политического плюрализма и прав граждан, демократических свобод в сочетании с приматом общечеловеческих культурных ценностей. Неотомисты настойчиво проводят о важности “третьего пути” общественного развития, пролегающего между “капиталистическим индивидуализмом” и “марксистским коллективизмом”. Диалог Церкви (“града божьего”) и общества понимается как внесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Неотомизм признает фундаментальную ценность “мирской” истории, наличие в ней имманентной цели, связанной с совершенствованием человечества и его культуры. Вместе с тем для современного неотомизма характерен религиозно-критический