Основные сословия в 17 веке таблица. Политическое развитие в XVII веке

Основные сословия в 17 веке таблица. Политическое развитие в XVII веке

Цель урока: способствовать формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России на примере изучения сословного строя российского государства.

Планируемые результаты:

Способствовать:

Углублению знаний учащихся о сословном строе российского государства 17 века;

Формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Создать условия для:

Освоения социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Стимулирования проектной (исследовательской) деятельности учащихся;

Овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям;

Организовать деятельность обучающихся по формированию:

Умения устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и заключения на основе анализа фактов, явлений, событий;

Навыка работы с различными источниками информации;

Умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Содействовать:

Активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Проявлению готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оборудование: ЭОР авторская мультимедийная презентация « Сословные слои России 17 века»; авторская презентация учащихся «Духовенство»; медиапроектор, компьютер, раздаточный материал - таблица «Основные сословия России»; раздаточный материал – индивидуальное домашнее задание; раздаточный материал - документ «Сословный строй России глазами А. Олеария», раздаточный материал- тест «Сословия России 17 века».

Ход урока

Этап урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Формируемые Универсальные учебные действия

Мотивация

Учитель читает эпиграф

Задача - прослушать, определить тему урока

Эпиграф.

Мир на бедных и богатых,

Поделён - у всех свой круг.

И в нём власть - аристократам,

Труд и служба в нём - у слуг.

В нём сословия и касты, Статус наш определят.

И о равенстве напрасно, Чудаки в нём говорят.

Только создан был закон,

Для себя, людьми с деньгами.

Защищать их должен он,

Власть им дав над бедняками.

Кто - в телеге, кто - в карете.

С золотишком иль бедны.

Русью все любимы дети,

Пред историей равны. (М. Кузин).

Слушают, выполняют сформулированную задачу, участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока - Сословия России 17 века

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5.Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

осваивать социальные нормы, поведения, роли в группе;

формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Показ презентации «Сословия России 17 века».

Совместно определяют цель работы - охарактеризовать сословный строй российского государства, определить права и обязанности основных сословий, обобщить знания, заполнив таблицу

«Сословия России 17 века»

Этап выявления места и причины затруднения

Учитель предлагает начать заполнение таблицы

Возникает затруднение. (Класс был разбит на 5 групп, каждая из которых изучала лишь 1 из аспектов темы, а потому заполнение предложенной таблицы невозможно из - за недостаточности знаний)

Этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать варианты разрешения проблемной ситуации

Участвуют в диалоге, выдвигают и обсуждают различные варианты решения проблемы . Формулируют решение - заполнять таблицу в ходе занятия, заслушивая отчёты каждой группы

Этап реализации построенного проекта

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Класс предварительно разбивается на группы:

    Первое сословие (бояре, дворяне).

    Духовенство.

    Посадское население.

    Казачество.

    Крестьяне.

Каждая группа получила домашнее задание представить своё сословие:

    Сценка;

    Мультимедийная презентация;

    Сообщение

    На основе краеведческого материала.

5. Воображаемое письмо

Каждая группа представляет своё сословие. Остальные заполняют таблицу «Сословия России в 17 веке», задают интересующие вопросы по ходу выступлений.

Проверка заполнения таблицы - путём самопроверки по эталону.

Этап включения в систему знаний и повторения

    Предлагает сравнить сформированное обучающимися в ходе занятия представления о сословиях со взглядами иностранца, живущего в России в 17 веке

    Предлагает выполнить самооценку усвоенного. Проводит проверочную работу (выбор верных утверждений)

Читают и анализируют документ

«Сословный строй России глазами А. Олеария»

Участвуя в диалоге, отвечают на вопросы: Почему А. Олеарий считал всех русских людей рабами, вне зависимости от их сословного положения? В чем это проявлялось?

Самостоятельно проверяют усвоенное путём выполнения проверочной работы, выполняют самопроверку по эталону.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель задаёт вопросы итоговой рефлексии

Что мы хотели выяснить на уроке? Что нам удалось узнать? Что было самым трудным? Что показалось наиболее интересным? Кого хотите поблагодарить за работу?

Участвуют в диалоге, формулируют выводы.

Приложение

Сословие

Состав

Служба или повинность

1.Феодалы

Вотчинники

Помещики

2.Духовенство

Белое

Чёрное

3.Посадское население

Ремесленники

Купцы

Стрельцы

4.Казачество

5.Крестьянство

Владельческие

Черносошные

Дворцовые

Работа с документом

СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ РОССИИ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦА А. ОЛЕАРИЯ.

Рабами и крепостными являются все они [русские]. Подобно тому как все подданные высокого и низкого звания называются и должны считаться царскими «холопами», то есть рабами и крепостными, так же точно и у вельмож имеются свои рабы и крепостные работники и крестьяне. Князья и вельможи обязаны проявлять свое рабство и ничтожество перед царем еще и в том, что они в письмах и челобитных должны подписываться уменьшительным именем, например «Ивашка», а не «Иван» или «Петрушка, твой холоп».

Иностранцы, находящиеся на службе у великого князя, должны унижаться таким же образом. В тех случаях, когда рабы и крепостные слуги вследствие смерти или милосердия своих господ получают свободу, они вскоре опять продают себя вновь. Так как у них нет больше ничего, чем бы они могли поддержать свою жизнь, они и не ценят свободы, да и не умеют ею пользоваться. Правда, русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким ярмом из любви к властителю своему могут многое перенести и перестрадать, но если при этом мера оказывается превзойденною, то дело кончается опасным мятежом, причем опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей.

Проверочная работа по теме:

«Основные сословия российского общества в XVII в.»

    В приведенном ниже перечне выберите верные утверждения

    Феодалы были господствующим сословием в обществе;

    Происходило усиление позиций боярства и ослабление позиций дворянства;

    Царь стремился укрепить право как бояр, так и дворян на землю и крестьян;

    Положение основной массы населения ухудшилось;

    Крестьяне делились на две основных категории: владельческих и черносошных;

    Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы;

    Жители белых слобод имели особые привилегии и не несли повинностей в пользу государства;

    В мелкотоварном производстве начал применяться наемный труд;

    Значительно сократилась численность духовенства;

    Новым сословием России стало казачество.

    К населению белых слобод относились (отметьте несколько вариантов ответа): 1. Феодалы, 2. Церковнослужители, 3. Богатые ремесленники, 4. Мелкие ремесленники, 5. Боярские слуги, 6. Слуги дворян, 7. Стрельцы, 8. Богатые купцы, 9. Мелкие торговцы, 10. Монастырские слуги и холопы.

    Окончательное закрепощение крестьян и установление бессрочного розыска беглых произошло в: 1. 1653 г, 2. 1649 г., 3. 1648 г, 4. 1658 г.

    Местничество было отменено: 1. Михаилом Федоровичем в 1625 г, 2. Алексеем Михайловичем в 1649 г, 3. Софьей Алексеевной в 1685 г, 4. Федором Алексеевичем в 1682 г.

Список слайдов

    Эпиграф.

    Видео «Россия 17 век».

    Тема.

    Проблемный вопрос.

    Таблица.

    Сословия России.

    Первое сословие - феодалы.

    Боярская дума.

    Дворянин, боярин.

    Духовенство.

    Второе сословие – духовенство.

    Третье сословие – горожане.

    Купец.

    Ремесленник.

    Стрельцы.

    Видео «Казаки».

    Четвёртое сословие- казачество.

    Гремячее.

    Гремячее.

    Казаки.

    Гремячее.

    Пятое сословие - крестьяне.

    Крестьяне.

    Крестьяне.

    Все сословия России.

    Проверочная работа.

Анализ урока

1.Содержание.

1) Разнообразие источников содержания урока:

а) ученики;

б) учебник;

в) учитель;

г) дополнительная литература (документ)

д) словари;

е) ТСО;

ж) окружающая действительность;

з) раздаточный материал.

2) Соотношение на уроке нового и известного материала:

а) новое преобладает;

3) Уровень трудности содержания:

а) высокий, но преодолимый;

2.Процесс обучения.

1) Формы предоставления учебной задачи:

а) наглядный образ: рисунок, карта, план, таблица, схема, диаграмма, чертёж;

б) слушание;

в) чтение.

2) Характер учебных задач:

а) постановка проблемы;

б) нахождение связи между фактами (явлениями): между новым и уже изученным; между изученным;

в) рассмотрение отдельных фактов (явлений);

г) вариантность решения задачи;

д) организация деятельности: информационно- оценочный этап;контрольно- коррекционный; самоконтроль; определение причин затруднений.

3.Характер отношений.

1) Ученик- ученик, учитель - ученик

2) Учитель «вместе с классом».

3) Дети чувствуют себя: спокойно и уверенно.

4.Организационные формы.

1) Индивидуальная.

2) Групповая.

3) Фронтальная

Самоанализ

В ходе урока была сформулирована следующая цель - охарактеризовать сословный строй российского государства, определить права и обязанности основных сословий. И поставлены задачи:

Способствовать углублению знаний обучающихся об основных сословиях России 17 века;

Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы и заключения на основе анализа фактов, явлений, событий

Развивать навыки по работе с картой, первоисточниками, документами;

Способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Стимулировать активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Создавать условия для освоения социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям;

Создавать условия для стимулирования проектной (исследовательской) деятельности обучающихся;

При постановке целей и задач урока были учтены программные требования, содержание материала, уровень знаний и умений обучающихся.

Структура урока соответствует его цели и типу. Распределение времени по этапам урока целесообразно. Оборудование кабинета использовано рационально. Темп ведения урока оптимальный. Взаимосвязь этапов урока обеспечена.

Объем предложенного для усвоения учащимися материала оптимален. Научность и доступность учебной информации обеспечены.

В ходе урока были использованы проектная технология, метод проблемного изложения материала, деятельностный и личностно- ориентированный подходы. Задания, выполняемыми учащимися на уроке, носили творческий, продуктивный характер.

Степень активности и работоспособности учащихся на разных этапах урока была достаточно высокой.

Цель урока достигнута полностью. Психологический климат урока благоприятный.

Социальная структура русского общества 17 века вполне соответствовала феодальным отношениям, устоявшимися в данное время на . Одним из главных, важных и знатных сословий в русском обществе 17 века было боярство. Бояре - были потомками бывших великих и удельных князей. Боярские семьи служили царю, и занимали руководящие должности в государстве, бояре владели большими земельными участками - вотчинами.

Дворяне, занимали более привилегированное положение в русском обществе 17 века. Они составляли высший уровень государевых людей, служивших . Дворяне владели поместьями, которые передавались по наследству, при условии продолжения службы наследника государю. К середине 17 века, дворяне стали главной опорой царской власти в России.

Стоит отметить, что единственным дворянским титулом, переходящим по наследству был титул князя. Остальные чины не наследовались, а присваивались, и в первую очередь, они означали должность, однако постепенно они утратили своё служебное значение. Наиболее четкая иерархия, отражающая служебное значение была в чинах стрелецкого войска. Командирами полков были полковники, командиры отдельных отрядов полуполковники, далее шли головы и сотники.

В 17 веке в русском обществе, большинство чинов не имело четкого разделения по роду деятельности. Высшими считались думные чины, люди которые были близки к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий, боярин. Ниже думных чинов находились чины дворцовые или придворные. К ним относились: стольник, стряпчий, военачальник, дипломаты, составители писцовых книг, жильцы, дворянин московский, дворянин выборный, дворянин дворовой.

К низшим слоям служивых людей относились служилые люди по набору. Это были стрельцы, пушкари, служилые казаки. Крестьянство в русском обществе 17 века состояло из двух категорий - владельческой и государственной. Владельческими были крестьяне, жившие в вотчинах или поместьях. Они работали на своего феодала.

Государственные крестьяне проживали на окраинах , они несли тяготы в пользу государства. Их жизнь была несколько лучше, чем у крестьян не государственных. Еще была одна каста крестьян, о которой стоит сказать. Это Дворцовые крестьяне, они имели собственное самоуправление и подчинялись только дворцовым приказчикам.

Городское население общества 17 века, называлось - посадскими людьми. В основном это были торговцы и ремесленники. Ремесленники объединялись в слободы, по профессиональному признаку. Ремесленник, как и крестьяне 17 века несли тягло в пользу государства. Особое сословие в обществе 17 века составляло духовенство. Представителями этого сословия были архиереи, монахи и священники. Были и в обществе 17 века простые, вольные люди. Это, прежде всего казаки, а так же дети священников, служилых и посадских людей.

В русском обществе 17 века резко увеличилось численность сословия служивых феодалов землевладельцев. Феодальное сословие стало унифицированным, увеличилось число землевладельцев. Тяжелое положение низших слоев в русском обществе 17 века привело к усилению социальной нестабильности и народных бунтов.

Сословия в XVII веке.

Бояре и дворяне. Среди всех классов и сословий гос­подствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по ук­реплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению». Служилые люди по отечеству оформились в XVII в. в слож­ную и четкую иерархию чинов, обязанных государству служ­бой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне и дум­ные дьяки), московские (стольники, стряпчие, дворяне мос­ковские и жильцы) и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и дети боярские городо­вые). По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дворянство превращалось в замкнутый класс - сословие.

Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования дворян и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму. В XVII в. немалое число худородных дворян проникли в столичные сферы - по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще.

Большие земельные владения с крестьянами принадле­жали духовным феодалам. В XVII в. власти продолжали курс своих предшественников на ограничение церковного земле­владения. «Уложение» 1649 г., например, запретило духовен­ству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и управления.

Крестьяне и холопы. В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII в. сущест­венно ухудшилось. Из частновладельческих получше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех - крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («издолье»), вносили натуральный и де­нежный оброки. Обычный размер «издолья» - от двух до че­тырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных, количества у них земли. Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у двор­цовых и черносошных. После 1649 г. широкие размеры принял сыск беглых кре­стьян. Тысячами их хватали и возвращали владельцам. Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей.

У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по несколько сот человек. К концу века произошло слия­ние холопства с крестьянством.

Лучше жилось государственным, или черносошным, кре­стьянам. Над ними не висел дамоклов меч непосредственного подчинения частному владельцу. Но они зависели от фео­дального государства: в его пользу вносили налоги, несли разные повинности.

Посадские люди.

В 17 веке население России состояло из 3-х больших групп: привилегированное, податное и посадское. Подавляющая часть населения относилась к крестьянам. Именно в 17 веке полностью завершился этап закрепощения крестьян. Сначала срок сыска беглых увеличили до 10 лет, затем до 15. Позже, в 1649 году, по соборному уложению, крестьяне становились собственностью феодалов пожизненно.

К концу 17 века в России уже проживало более 10 млн человек. Страна была аграрной. Более 98% населения жили в сельской местности. Россия значительно расширила свои территории, став самой крупной страной в мире по площади населения. При этом по численности населения страна уступала Франции, Германии и Италии.

Дворяне и бояре

Население России 17 века «сверху» в основном концентрировалось среди бояр и дворянства. При этом, если еще в 16 веке основная власть элиты принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в 17 веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.

Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:

  • 10% - принадлежали царю
  • 10% - принадлежало боярам
  • 20% - принадлежало церкви
  • 60% - принадлежало дворянам

Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое - порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) - порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия - его нельзя было судить. Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались. Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Крестьяне

Основу населения России в 17 века составляли крестьяне. На их долю приходилось порядка 90% всего населения. Все крестьянство делилось на 2 категории:

  • Крепостные (владельческие). Находились в прямой зависимости от привилегированных слоев населения(царя, бояр, дворян, духовенства).
  • Черносошные. Сохраняли частичную самостоятельность. Работали на земле, выделенной общиной, и не освобождались от налогов.

Крепостные крестьяне в 17 веке были полностью лишены прав. Их могли продать, даже если человек «вырывался» для этого из семьи. Крестьян могли продавать или дарить. В повседневной жизни они полностью зависели от феодалов, оплачивая 2 типа налогов: барщина и оброк . Барщина - работа на помещичьих землях. В некоторых случаях она составляла 5 дней в неделю. Оброк - налог в натуральной (продуктовой) или денежной форме.

Городское население

К концу 17 века городское население России составляло примерно 3% от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город - Москва (27 тыс дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома.


Города в основном состояли их посадского населения. Если в городе такого населения не было, то они служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако, чаще всего население города делилось по богатству на:

  • Лучшие - богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын». например, Иван Васильев сын Панкратова.
  • Средние - зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Федоров.
  • Молодшие - бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.

Горожане объединялись в общины, куда входили все слои населения. Общины были разнородными, поэтому часто возникали конфликты, Однако, как только речь заходила о внешней опасности - община выступала единым фронтом. Причина кроется в том, что благополучие и жизнь каждого горожанина зависела от целостности города и других его жителей. Поэтому «чужих» в город не пускали.

Задание 1. Найдите в учебнике и дополнительных источниках материал и представьте его в виде предлагаемой или собственной таблицы.

Задание 2. Используйте текст учебника и дополнительные материала, заполните таблицу «Основные развлечения различных сословий в 17 в.».

Задание 3. Найдите дополнительный материал и заполните таблицу «Что нового появилось в быту и обычаях в 17 в.».

Задание 4. Кто изображён на картине В.И.Сурикова «Посещение царевной женского монастыря. 17 в?» Когда происходит изображённое действие? Можно ли предложить, до или после церковного раскола оно имеет место?

Работа Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» рассказывает о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами теремов и коротали свой век среди мамок-нянек, шутих да прислужниц. Девушки не имели права выйти замуж ни за кого, кто ниже царского рода. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Они отдавали в выбранную обитель все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил Суриков.

Событие происходит скорее до раскола церкви, похоже, что царевна креститься двумя перстами.

Задание 5. Сравните помещенные в учебнике изображения дворянина и боярина. Составьте устный рассказ, обратив внимание на черты сходства и различия во внешнем облике персонажей.

Одежда дворянина и боярина схода между собой: длинное платье, посох, украшения, шапка, пояс, сапоги. Но боярин одет более богато, на нем еще дополнительная накидка с прорезями и более длинный посох. В тоже время одежда дворянина более практичная. Общим в их внешнем облике также можно назвать бороду.