Цитата аристотеля о государстве остается актуальной по сей день. Аристотель - цитаты

Цитата аристотеля о государстве остается актуальной по сей день. Аристотель - цитаты

Оставил после себя не только открытия. Его высказывания стали крылатыми фразами и цитатами для людей во всём мире, афоризмы Аристотеля не перестали быть актуальными и сейчас. Подборку таких замечательных фраз греческого философа сделала Ольга Хлопкова , чтобы показать нам, что мудрость не стареет.

15 афоризмов Аристотеля из нашей жизни

Философ и мыслитель Древней Греции, Аристотель, обладал удивительной способностью давать четкие, законченные по смыслу определения тем или иным понятиям. Именно благодаря этому, его высказывания легко запоминались, повторялись и пронеслись через века. Мало кто из нас задумывается, что афоризмы Аристотеля, мы используем в своей речи и сегодня, иногда меняя слова, но суть остается неизменной.

  • Мы часто слышим «Из двух зол выбирай меньшее». А в «Никомаховой этике» Аристотеля: «Меньшее из зол надо выбирать» . Эту мысль продолжает древнеримский политик Цицерон: «Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может в них быть хорошего».
  • «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более».
  • «Желающий добиться успеха должен задавать правильные предварительные вопросы».
  • Не обошел он и денежную тему: «Нельзя гоняться за деньгами – нужно идти им навстречу».
  • Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
  • Аристотель о любви: «Любовь – это теорема, которую необходимо доказывать каждый день».
  • Так же ясно Аристотель выделил признак дружбы.
    «Наслаждаться общением – главный признак дружбы».
  • Об отношении к людям:
    «Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами».
  • Каждый из нас когда-либо находился в ситуации, когда надо было разрядить обстановку. Что лучше всего справляется с этой задачей? Правильно, шутка. И по Аристотелю «шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых».
  • Понравился афоризм: «Остроумен тот, кто шутит со вкусом» .
  • По-моему, следующее изречение больше относится к человеческим взаимоотношениям: «Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным».
  • Сложно спорить с тем, что «воспитание – лучший припас к старости» . Но здесь хочется вспомнить и английскую пословицу: «Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!»
  • Мы задаем вопрос, что такое счастье. Ответ, что каждый понимает его по своему, имеет место быть, но все-таки это очень расплывчато. Не так давно мне попалась одна статья, прочитав которую, я смогла дать определение «счастья». Это отсутствие неудовлетворенности в своей жизни. Будь-то здоровье, дети, родители, любимый человек, дом, друзья, любимое дело, достаток, дающий многие возможности в жизни и так далее. Аристотель сказал более ясно и красиво: «Счастье на стороне того, кто доволен».
    Но он же был философом. Как же без рассуждений)):

    «Для одних счастье — это нечто наглядное и очевидное, скажем, удовольствие, богатство и почет. У разных людей разное; а часто даже для одного человека счастье – то одно, то другое: ведь, заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду – в богатстве, а зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их понимание»

    Немного объемнее, но суть та же – быть довольным своей жизнью.

  • Да, и еще одно. Мне кажется, что нам следует помнить: «Достоинство речи быть ясной и не быть низкой» .
  • И в заключение главный философский вопрос «в чем смысл жизни?»
    «В чем смысл жизни? — Служить другим и делать добро» . А «чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать» . Аристотель)))

Если каждый будет этому следовать, то мир станет чуточку лучше…

Мне бы этого очень хотелось. А вам?

Ольга Хлопкова.

Благодарю Ольгу за активную поддержку конкурса, до окончания которого осталось всего три дня. Мысли Аристотеля не потеряют своей актуальности ещё многие века, ведь люди остаются теми же, человеческая природа не меняется.

Ещё несколько афоризмов Аристотеля, уже на греческом языке:

«Тот, кто дружит со всеми, никому не является другом» . Короткая фраза, имеющая глубокий смысл. Нормальный человек не способен одинаково относиться ко всем, настоящая дружба — редкий дар. А тот, кто пытается угодить всем для собственной выгоды, просто холодный эгоист.

«Каждый может рассердиться, это легко. А вот рассердиться на того, на кого надо, так сильно, как надо, по правильной причине, в нужный момент и нужным способом, вот это совсем не легко.» Наверное, сердиться так, как говорит Аристотель, — это высший пилотаж, доступный немногим. Но — опять прав!

«Правда и справедливость от природы имеют бОльшую силу, чем ложь и несправедливость». А вот это то, во что очень хочет верить каждый человек. Раз в это верил такой мудрец, как Аристотель, есть надежда, что так и есть!

И напоследок — актуальные особенно сейчас для Греции слова Аристотеля о жестоком налогообложении:

«…Цель тирании — нищета граждан, чтобы, во-первых, содержалась на их деньги стража её безопасности, и во-вторых, чтобы граждане были заняты и чтобы у них не оставалось времени для посягательств на режим. К такому результату стремится как наложение больших налогов, всасывание имущества граждан, так и затея строительств больших сооружений, истощающих государственную казну…»

Тут, по-моему, и комментарии не нужны. Налоги в Греции выросли значительно, некоторые — в несколько раз, появились новые. Граждане озабочены выживанием, поисками работы и не слишком активно участвуют в протестных акциях. А о сооружениях — достаточно вспомнить Олимпиаду 2004 года, проведенную с такой помпой, как будто она проходила не в маленькой стране с 10-миллионным населением, а где-нибудь в… ну, скажем, в Германии. Тогдашний премьер был большим поклонником этой державы. Олимпиада, кроме всего прочего, ознаменовалась скандалами по поводу взяток политикам от компании Siemens и много чего другого. А дорогущие олимпийские сооружения, за редким исключением, благополучно сгнили и разрушились за эти годы.

Тирания в данном случае — не правительства Греции, которое давно уже перестало что-то решать, как бы они там не надували щёки. Скорее — Евросоюза, хотя тут не буду лезть в политические дебри и искать причины всех проблем.

В общем, вы уже поняли, что афоризмы Аристотеля таковы, как будто он писал о нашей с вами жизни и о современном мире. Его фразы пробуждают работу ума, заставляют задуматься. После окончания конкурса я сама подберу интересные мысли Аристотеля, любопытно сравнить его понимание жизни и современность.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.Благодарность быстро стареет.Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.Друг всем - ничей друг.Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.Жизнь требует движения.Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.Многое может случиться меж чашей вина и устами.Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.Надежда - это сон наяву.Наслаждаться общением - главный признак дружбы.Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.О, друзья мои! Нет на свете друзей!Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.Преступление нуждается лишь в предлоге.Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.Серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.У кого есть друзья, у того нет друга.Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь.Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует.Хотя мы и смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.Человек по своей природе есть существо общественное.Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье - прибежище.Все льстецы - прихвостни.Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.Деяние есть живое единство теории и практики.Друг - это одна душа, живущая в двух телах.Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же.Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени - как мы имеем обыкновение говорить: "точит время", "все стареет от времени", "все со временем забывается", но не говорим: "научился от времени" или "сделался от времени молодым и красивым", ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения. Движение же лишает существующее того, что ему присуще.Излишество в удовольствиях - это распущенность, и она заслуживает осуждения.Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно - это дано не каждому.Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.Мудрость - это самая точная из наук.Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем, предполагается, что произошло какое-то движение.Назначение человека - в разумной деятельности.Начало есть более чем половина всего.Не любит тот, кто не любит всегда.Никто лучше мужественного не перенесет страшное.Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.Остроумен тот, кто шутит со вкусом.Платон - друг, но истина дороже.Привычка находить во всем только смешную сторону - самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.Раб предпочитает раба, господин - господина.Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.Страдательные состояния души неотделимы от природной материи живых существ. Страдательные состояния существуют вместе с телом."Теперь" - каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.Человек - это то, что он постоянно делает.Ясность - главное достоинство речи.Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.

знаменитый древнегреческий учёный и философ; ученик Платона; c 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского; в 335/4 годах до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу); натуралист классического периода; наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики; создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления; был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику

384 - 322 до н. э.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Опьянение - добровольное сумасшествие.

Бедность - источник возмущений и преступлений.

Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Благодарность быстро стареет.

Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.

Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.

Не хорошо многовластье: один да будет властитель.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Воспитание - лучший припас к старости.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека.

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.

Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.

Достоинство стиля заключается в ясности.

Друг - это одна душа, живущая в двух телах.

Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага.

Друг всем - ничей друг.

Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

У кого есть друзья, у того нет друга.

Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Дружба - это одна душа, живущая в двух телах.

Наслаждение общением - главный признак дружбы.

Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь - благо по природе.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Жизнь требует движений.

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.

Из двух зол выбирай меньшее.

Познание начинается с удивления.

Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Платон мне друг, но истина дороже.

Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.

Хорошая книга - та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Все льстецы - прихвостни.

Хвалить людей в лицо - признак лести.

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Матери больше любят своих детей, потому что они больше уверены, что это их дети.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

Мудрость - это самая точная из наук.

Быть мужественным - значит обуздывать свой нрав. Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и полезно.

Никто лучше мужественного не перенесёт страшное.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Мужество - это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Надежда - это сон наяву.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Политика - наилучшая [величайшая, важнейшая] из наук.

Принципы поступков - это то, ради чего они совершаются.

Совершать проступок можно по-разному… между тем поступать правильно можно только одним единственным способом…

Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.

Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот раб.

речь

Ясность - главное достоинство речи.

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Серьёзное разрушается смехом, смех - серьёзностью.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Совесть - это правильный суд доброго человека.

Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.

Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее - несправедливость - не часть порочности, а порочность вообще.

Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.

Пусть будет страх - некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность.

Страх определяют как ожидание зла.

Счастье на стороне того, кто доволен.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.

Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Цель умозаключения - найти метод, при помощи которого можно было бы из правдоподобных делать умозаключение о всякой выдвинутой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение.

Аристотель: У всех людей есть цель, известная как отдельным личностям, так и человечеству в целом. Путь к ней непростой, и чтобы дойти до конца приходится одно отбрасывать, а другое – принимать.

Женщина-пьяница обрекает на несчастье не только себя, но и своих детей.

При выборе дела для себя нужно учитывать два критерия: выполнимость и праведность.

Аристотель – Злиться сможет абсолютно любой. А вот контролировать злость, научиться направлять ее против нужных событий, людей, выбирать время и место для злости – это целое искусство, подвластное единицам.

Самые громкие, яркие преступления зачастую совершаются не теми, кто нуждается, а теми, кто и так много чего имеет. Преступления для роскоши. Для славы.

От красноречивого оратора так же глупо требовать научных подтверждений словам, как гениального математика – просить излагать теоремы эмоционально. – Аристотель

Мы смертны. Живем недолго. Крохи по сравнению с миром. Но не должны чувствовать себя тленными, ненужными. Задача каждого человека – максимально приблизиться к бессмертию.

Продолжение цитат Аристотеля читайте на страницах:

Из справедливости выходят все добродетели.

Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем “теперь”. Во времени ничего нельзя ухватить, помимо “теперь”. “Теперь” есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как “теперь” есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответственных, средств, ведущих к конечной цели.

Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Благодарность стареет быстро.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Познание начинается с удивления.

Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Благодарность быстро стареет.

Наслаждаться общением – главный признак дружбы.

Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой.

Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.

Те, кто губит состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в сущности, разрушает государственный строй.

Добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средство для ее достижения.

Страдательные состояния души неотделимы от природной материи живых существ. Страдательные состояния существуют вместе с телом.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше.

Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

Опьянение - добровольное сумасшествие.

Человек – это то, что он постоянно делает.

Разумный гонится за тем, что избавит от страданий, а не за тем, что приятно.

Работаем, чтобы иметь свободное время, и воюем, чтобы жить мирно.

Город – единство непохожих.

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.

Дружба не только неоценима, но и прекрасна: мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же.

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем, предполагается, что произошло какое-то движение.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестя.

Честь – это награда, присуждаемая за добродетель.

Платон – друг, но истина дороже.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье – прибежище.

Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа.

Привычка находить во всем только смешную сторону – самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится невыгодным.

Воспитание нуждается в трех вещах:в даровании, науке, упражнении.

Умный многому сумеет научиться у врага.

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.

Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным.

Друг всем - ничей друг.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое нибудь знание.

Это долг – ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Количество – это то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.

Хвалить людей в лицо - признак лести.

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.

Как преуспеть ученикам? – Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Все льстецы - прихвостни.

Для кого даже честь – пустяк, для того и все прочее ничтожно.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Никто лучше мужественного не перенесет страшное.

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в трудностях совершают прекрасные дела.

Хвалить людей в лицо – признак лести.

Образование есть украшение в счастье и убежище в несчастье.

Все льстецы – прихвостни.

Каждый может разозлиться – это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно – это дано не каждому.

Человек по своей природе есть существо общественное.

Начало есть более чем половина всего.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.

Раб предпочитает раба, господин – господина.

Везение – это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляет кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно.

Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Пословица – сохранившийся обломок древней философии.

Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных.

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени – как мы имеем обыкновение говорить: “точит время”, “все стареет от времени”, “все со временем забывается”, но не говорим: “научился от времени” или “сделался от времени молодым и красивым”, ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения. Движение же лишает существующее того, что ему присуще.

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Мудрость – это самая точная из наук.

Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Все льстецы – прихвостни.

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях:ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.

Красота – это подарок бога.

Жизнь требует движения.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.

Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.

Из двух зол выбирай меньшее.

Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.

Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.

Достоинство стиля заключается в ясности.

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Надежда – это сон наяву.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия – лучших, чем существующие.

У кого есть друзья, у того нет друга.

Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению.

Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия. И люди малодушные также завистливы, потому что им все представляется великим.

Ясность – главное достоинство речи.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Назначение человека – в разумной деятельности.

Надежда – это сон наяву.

Злонравие есть понимание всего в другую сторону.

Жизнь требует движения.

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.

Воспитание – лучший припас к старости.

Назначение человека - в разумной деятельности.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится негодным.

Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.

Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.

“Теперь” – каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.

Друг всем – ничей друг.

Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

Деяние есть живое единство теории и практики.

Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом – одно и то же.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг и войну ведем, чтобы жить в мире.

Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Относительно избрания должностных лиц нужно заметить, что, когда выборы происходят из намеченных заранее кандидатов, создается опасное положение: если известное число лиц, даже и небольшое, захотят войти между собой в соглашение, то выборы всегда будут совершаться так, как они того пожелают.

Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Излишество в удовольствиях – это распущенность, и она заслуживает осуждения.

Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.

Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Аристотель - одно из самых влиятельных имен в философии. Ученик Платона, отошедший от учения своего преподавателя и создавший собственную школу, Аристотель был главным учителем Александра Великого, и его идеи повлияли на политическую деятельность Македонского. Начало нескольким современным наукам, таким как политология и социология, положил именно Аристотель, цитаты и афоризмы которого актуальны до сих пор.

Биография

Будущий великий философ родился в 384 году до н. э. Его отец, Никомах (в честь которого Аристотель назвал сына и, вероятно, том своей этики), работал царским лекарем при македонском дворе. Должность отца определила раннее знакомство Аристотеля с Филиппом II Македонским, отцом Александра. Филипп стоял у основ расцвета Македонского государства, который пришелся как раз на детство и юношество Аристотеля.

В ранней юности Аристотель остался без отца, но при этом получил богатое наследство, позволившее молодому человеку не прерывать своего образования. Через два года Аристотель переехал в Афины и присоединился к Платоновской школе. Он был учеником, соратником и другом Платона на протяжении двадцати лет, несмотря на то что во многом не соглашался со своим учителем.

После смерти Платона Аристотель уехал из Афин, женился и стал учителем Александра Македонского до его 18-летия. Несмотря на заслуги перед полисом и создание собственной философской школы, Аристотель оставался гражданином Македонии и вынужден был покинуть греческий полис после смерти Александра. Сам философ умер через год после своего знаменитого ученика.

Философия Аристотеля

Кроме того, что Аристотель развил этику и стал основателем создав актуальный по сей день, он также стал единственным философом классического периода, создавшим философскую систему. Все сферы человеческой жизни — онтологию, политику, физику, логику и даже затронул в своей деятельности Аристотель. Цитаты о жизни, взятые из его собраний или воспоминаний его учеников и соратников, отражают его мудрость и глубокие познания в различных сферах.

Аристотель выделял науки теоретические - те, которые дают только знания. В их число входят физика, метафизика, теология и математика. Этика и политика — практические науки; знания, полученные от их изучения, можно применить в деятельности. Особое влияние на оказали идеи Аристотеля о государстве. Фактически он стал прародителем социологии и политологии.

Идеи и цитаты Аристотеля о государстве

Аристотель был индивидуалистом и рьяно противился идеям Платона об идеальном устройстве государства. Идеальное устройство полиса, согласно Платону, было «коммунальным». Предполагалась общность всего — от материальных благ до жен и детей. Аристотель же говорил, что коммунизм и полигамия разрушают государство. На почве разногласий появилась знаменитая цитата Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», которая в оригинале звучала немного сложнее.

Аристотель был приверженцем частной собственности, рабства и моногамии, при этом он считал социальное положение некоторых слоев государства ниже, например, рабов, бедняков и женщин. Желанием человека жить в обществе и обоснованно создание сначала семьи, затем общины, а позднее и государства. Однако быть гражданином означает ставить государство превыше семьи и общины.

Происхождение и природа государства

Аристотель придерживался исторической теории создания государства. Согласно его идеям, началом государственного устройства явилась природа человека - социального существа, требующего общения. Желание человека жить не просто комфортно, а счастливо обуславливает его стремление к социализации. По Аристотелю, человек, не нуждающийся в общении, — это либо животное, либо божество.

Для достижения основных потребностей, которых невозможно достичь в одиночку, люди - мужчины и женщины - объединились в семьи. Семьи стали жить ближе друг к другу, образуя общины. Появилось разделение труда, система обмена и рабство. Впоследствии эти общины разрослись и эволюционировали в государство. Цитата Аристотеля об общественной природе человека звучит следующим образом: «Человек, неспособный либо нежелающий жить в обществе - либо зверь, либо Бог, ибо ему достаточно себя одного».

Аристотель сравнивает государство с человеческим организмом, в котором каждая часть тела, каждый орган выполняет свою индивидуальную функцию: голова, руки, сердце и т. д. Отсюда цитата Аристотеля об управлении: «У человека одна голова, так и у государства должен быть один правитель». Идея единого организма заставляет философа верить в необходимость определенных свобод и прав индивида, а также разделения власти на ветви. О неприятии тирании говорит цитата Аристотеля о том, что большинство тиранов являются демагогами, и они не способны ни на что иное, кроме как загубить собственное государство слишком строгими законами и непрестанным контролем.