Что характеризует мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

Что характеризует мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

Под избирательной системой обычно понимают порядок определения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. При этом в зависимости от способа подсчета голосов результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

Порядок распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования определяет вид избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие кандидату, которые получили установленное большинство

При данной системе территория всей страны делится на примерно равные по числу избирателей округа, от которых избираются депутаты.

В зависимости от минимального количества голосов избирателей, необходимого для избрания кандидата, выделя ют следующие разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства.

Несомненными достоинствами мажоритарной системы называют простоту, возможность участия избирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное перечисление всех претендентов.

К тому же считается, что эта система более универсальна, так как дает возможность учитывать и партийные интересы (избирательные объединения и избирательные блоки могут выдвигать своих кандидатов по всем избирательным округам), и интересы избирателей, не входящих в общественные организации.

Вместе с тем ей присущи и недостатки: опасность искажения соотношения политических сил в парламенте по сравнению с действительно существующим в обществе; невозможность точного учета реального влияния организаций, предвыборных союзов, партий.

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип пропорционального представительства политических объединений, участвующих в выборах. В отличие от мажоритарной системы при пропорциональной системе избиратель голосует за политическую партию (избирательное объединение), а не за конкретное лицо. Положительными чертами этой системы является то, что она способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе, укрепляет политический плюрализм и стимулирует многопартийность. К недостаткам можно отнести отстраненность большинства избирателей от процедуры выдвижения кандидатов и как результат отсутствие прямой связи между конкретным кандидатом и избирателями.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в 1993 г. Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25, 50%). В этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Самой распространенной за рубежом является мажоритарная система относительного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников. Данная система результативна и исключает второй тур выборов, так как не требует от претендента для его победы набрать установленный минимум голосов.

Однако если кандидатов много, то голоса избирателей распределяются между ними, что ис- кажает истинную волю электората. При этом голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадают, и, если кандидатов более 20, может оказаться избранным тот, за кого подано менее 10% ГОЛОСОВ.

При данной системе в англосаксонских странах не устанавливается порог явки избирателей, считается, что не пришедшие на выборы избиратели согласны с мнением большинства.

Недостатком данной системы является и то, что не учитывается мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата. Ведь зачастую бывает так, что в совокупности сумма голосов, поданных за других кандидатов, больше, чем сумма голосов, поданных за победившего кандидата. Например, за кандидата А проголосовало 40 тыс. избирателей, за кандидата Б - 30 тыс., за кандидата С - 20 тыс. Таким образом, хотя против кандидата А в сумме проголосовало 50 тыс. избирателей, он победит на выборах, набрав голосов больше относительно каждого из своих соперников.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов - 50% + 1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов: 1) от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) от числа проголосовавших избирателей; 3) от поданных действительных голосов. Зарубежное законодательство может предусматривать все эти случаи.

В отличие от мажоритарной системы относительного большинства система абсолютного большинства предполагает возможность двухтурового избирательного процесса. Если никто из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного большинства голосов, проводится второй. Самым распространенным является повторное голосование, которое проводится по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов (как правило, по такой схеме проходят выборы президента, например, в Польше). В некоторых странах во втором туре принимают участие все кандидаты, получившие установленный законом процент голосов (при выборах депутатов Парламента, например, Франции это 12,5%).

Особенностью данной избирательной системы является требование обязательного кворума, без которого выборы признаются несостоявшимися. Как правило, обязательный процент явки составляет 50% (выборы президента), реже - 25% или иное количество голосов. Положительной чертой этой разновидности мажоритарной системы по сравнению с мажоритарной системой относительного большинства является то, что побеждает кандидат, поддер- жайный реальным (представительным) большинством избирателей.

Отрицательной чертой этой системы является то, что чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге приводит к нерезультативности выборов.

Специфической, редко встречающейся разновидностью мажоритарной избирательной системы является система квалифицированного большинства, при которой побеждает тот кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов. Такая система применяется в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц. Например, Президент Азербайджана в 1995-2002 гг. для избрания должен был получить две трети голосов избирателей, участвовавших в голосовании. Затем это правило было отменено как нецелесообразное.

Участие в выборах - долг каждого гражданина. Только многие ли из них разбираются, что, собственно, в этот момент происходит? Вот вы сможете толком объяснить своим друзьям, что такое мажоритарный округ? Чем он от иных отличается и почему так мудрено называется? Давайте попробуем разобраться. Многим это пригодится, когда в очередной раз придет пора идти на избирательный участок. Все-таки необходимо понимать, в каком процессе участвуешь, чтобы не пополнить ряды тех, кого используют «втемную».

Избирательная система

Без данного понятия не разобраться. Ведь мажоритарный округ является его частью. представляет собой законодательно закрепленный механизм процесса волеизъявления граждан. В нем все четко обозначено и расписано. Участники, процессы, механизмы закрепляются специальным законом (а иной раз и несколькими).

В том числе в документах определяется и избирательная технология. Она включает систему средств, механизм, методы организации, проведения волеизъявления. Всего таких технологий три: пропорциональная, смешанная и мажоритарная. В нашем случае используется последняя. При этом избирательный округ представляет собой своеобразную территориальную единицу выборной системы. На них делится та территория, на которой, в соответствии с законодательством, проводятся выборы. К примеру, если формируется парламент страны, то округа создают на всей ее территории и так далее.

Мажоритарная система

Преимущества и недостатки

Нужно заметить, что когда формируется избирательный округ, учитываются многие факторы. Таковыми, как правило, являются географическое положение населенных пунктов, численность населения, количество мандатов и некоторые другие. Считается, что избирательный мажоритарный округ - это именно тот элемент, который соответствует демократическим принципам. Каждый гражданин имеет возможность не только принять участие в волеизъявлении, но и «быть услышанным». Его голос обязательно повлияет на результат процесса. Кроме того, законодатель специальным актом прописывает специальные условия. Таковыми могут стать: порог явки либо система подсчета. Эти нюансы кажутся незначительными непосвященным. Однако они существенно влияют на результаты волеизъявления граждан, объединенных в избирательный мажоритарный округ. Из недостатков указывают снижение уровня участия людей при повторном голосовании. Рассмотрим подробнее.

Повторное голосование

Результат при мажоритарной системе далеко не всегда оказывается окончательным после первого тура. Закон, по которому проводится волеизъявление, определяет критерии объявления победителей. Если выясняется после подсчёта голосов, что ни один из кандидатов им не удовлетворяет, то проводятся повторные выборы. Мажоритарные округа при этом остаются теми же. Могут быть внесены изменения в список кандидатов. Возьмем тот же пример выборов сельских голов на Украине. Если ни один из кандидатов не собрал половины голосов, то те, кто вышел в «двойку» лидеров, соревнуются между собой. При этом проводится еще одно голосование.

Австралийская система

Мажоритарные выборы могут проводиться своеобразными способами. В Австралии, к примеру, законодатель нашел способ уйти от проведения повторного голосования. Там подсчет проводят по принципу абсолютного большинства. Но избирателю предоставлено право указывать дополнительные преимущества для иных кандидатов. Это удобно. В том случае, когда абсолютное большинство никто не получает с первого раза, то из списка выкидывают самого последнего, затем проводят повторный подсчет. Так действуют до тех пор, пока не определят кандидата, полностью удовлетворяющего прописанным законодательно требованиям. Получается, что даже в сложной ситуации нет необходимости привлекать для ее разрешения избирателя повторно. Каждый, так сказать, заранее высказывает все свои пожелания по поводу победителя (распределяет приоритеты). Согласитесь, эта система демократичнее той, где подсчитывают простое абсолютное большинство.

Список кандидатов по мажоритарным округам

Избирателя, естественно, интересует не сама система подсчета, а то, за кого отдавать голос. Но в данном случае необходимо все-таки иметь понятие о том законодательстве, которое определяет суть волеизъявления. В простой системе свой голос нужно отдать за одного кандидата (поставить галочку). В более сложных - еще дополнительные приоритеты указывать. Кроме того, существуют и многомандатные округа.

В них список составлен не из персонифицированных кандидатов, а из коллегиальных. Они представлены партийными списками. Все эти нюансы необходимо узнавать загодя, перед походом на участок. А в самом общем варианте кандидатов регистрирует соответствующая комиссия. Она же формирует бюллетени, в которых указаны все, кто прошел отбор, предоставил документы и так далее. Процесс не простой. Но избиратель на руки получает список-бюллетень, имея уверенность в его полном соответствии действующему законодательству.

Некоторые нюансы подсчета

Надо отметить, что законодательство постоянно совершенствуется с целью повышения уровня демократичности. Голос каждого гражданина должен быть учтен. Поэтому определяются всевозможные нюансы. К примеру, при подсчете может учитываться как количество проголосовавших, так и общее число избирателей. Еще устанавливаются пороги явки. Такое правило присутствует во многих странах в законодательных актах, регулирующих выборы президента страны. Так, плебисцит признается состоявшимся, когда в нем приняло участие более пятидесяти процентов зарегистрированных избирателей (50% плюс один голос).

С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп , активизировать участие граждан в выборах и в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации ( , партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания). Правда, эффективность применения данной избирательной системы для формирования парламента с точки зрения адекватности политического представительства в нем справедливо подвергается сомнению. При всех достоинствах (а к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет очевидный и очень существенный недостаток. При такой системе «победитель получает все». Граждане, голосовавшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных органах власти. Это несправедливо, тем более, что при системе относительного большинства, как правило, не представленным в парламенте оказывается именно большинство. Например, при наличии в мажоритарном избирательном округе восьми кандидатов, голоса распределились так: семь кандидатов получили голосов приблизительно поровну (каждый из них набрал по 12% голосов - в сумме 84%), восьмой кандидат набрал 13 %, против всех проголосовало 3% избирателей. Восьмой кандидат получит мандат и реально будет представлять всего 13% избирателей. 87%(!) избирателей голосовали против данного кандидата (или, по крайней мере, не за него), а он будет считаться демократически избранным.

Таким образом, аргумент в пользу мажоритарной системы о возможности представительства наиболее влиятельных политических сил (партий) опровергается не только на теоретическом уровне, но и на практике: партия, получившая на выборах голосов меньше, чем ее соперники в совокупности, может получить в парламенте большинство депутатских мест. Таким образом, мажоритарная система может приводить к значительному искажению предпочтений избирателей. Тем самым создаются наибольшие возможности для манипулирования этими предпочтениями. Возможно, именно поэтому в России отказались от формирования части Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе.

Попытки преодолеть основной недостаток мажоритарной избирательной системы привели к ее модификации в некоторых странах мира.

Так, для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство избирателей используется система ординального голосования (система передаваемого голоса). При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система существует в Австралии, на Мальте.

Аналогично система передаваемого голоса применяется в многомандатных округах (Ирландия). А в Японии используется система с одним непередаваемым голосом в многомандатных округах, т.е. при наличии нескольких мандатов избиратель имеет только один голос, который не может передаваться другим кандидатам, а мандаты распределяются в соответствии с рейтингом кандидатов. Интересной представляется система выборов на основе кумулятивного голосования, использующейся при формировании палаты представителей американского штата Орегон, при которой избиратель в многомандатном мажоритарном округе получает соответствующее количество голосов, но распоряжается ими свободно: может распределить свои голоса между несколькими симпатичными ему кандидатами, а может отдать все свои голоса одному из них, наиболее предпочтительному.


Похожая информация.


Мажоритарная избирательная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного округа или страны в целом. Выделяются две основные разновидности мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства.

При мажоритарной системе относительного большинства (действует в Великобритании, хотя в настоящее время не на всех выборах, а также в США, Канаде, Индии и других странах) избранным признается кандидат, собравший голосов больше, чем любой другой претендент, но не обязательно больше половины. В этих условиях если выдвинут только один кандидат, то голосование может не проводиться, поскольку достаточно будет того, что кандидат проголосует сам за себя. В истории такие примеры были, хотя и тогда, в конце XVIII - первой трети XIX в., кандидаты от так называемых гнилых местечек старались, как правило, заручиться поддержкой одного-двух или даже большего числа избирателей. Как известно, в Англии города, пришедшие в упадок из-за перемещения экономических центров страны в результате промышленной революции и индустриализации, продолжали пользоваться старыми привилегиями, посылая депутатов в Палату общин Парламента. Эти города получили прозвище «гнилые местечки». Количество избирателей, принимая во внимание высокий имущественный ценз, необходимый для обладания активным и пассивным избирательным правом, в «гнилых местечках» сокращалось до крайне малого числа. Фактически депутаты назначались крупными землевладельцами, сохранявшими с феодальных времен права на населенные пункты, ставшие «гнилыми местечками». К 1832 г. из 203 городов, от которых направлялись депутаты в Парламент, 115 могли быть отнесены к «гнилым местечкам». В результате парламентской реформы права городов, ставших «гнилыми местечками», по избранию депутатов были законодательно упразднены. Однако эта цель реформы 1832 г. не была достигнута в полной мере, поскольку некоторые «гнилые местечки» сохранились вплоть до следующей парламентской реформы 1867 г.

Мажоритарная система абсолютного большинства (действует во Франции и некоторых других странах, до 1993 г. применялась в России) предусматривает, что победитель на выборах должен получить более половины всех признанных действительными голосов (50% плюс один голос как минимум). Если ни один кандидат не получает более половины голосов, то обычно проводится второй тур голосования. В ряде стран в этом случае проводятся повторные выборы. Например, в соответствии с Законом СССР 1978 г. «О выборах в Верховный Совет СССР» (ст. 59) и Законом РСФСР 1978 г. «О выборах в Верховный Совет РСФСР» (ст. 56) предусматривались именно повторные выборы (а не второй тур голосования) со всей процедурой выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты и т. п. в случае, «если ни один из баллотировавшихся по избирательному округу кандидатов в депутаты не был избран». Аналогичные правила устанавливались и другими законодательными актами о выборах в

Советы всех уровней. Данная система срабатывала в нашей стране вплоть до конца 1980-х гг., пока в каждом избирательном округе выдвигался только один кандидат и его избрание было, фактически, предрешено. Единственным уровнем, где еще до второй половины 1980-х гг. не все кандидаты получали необходимое количество голосов, чтобы стать депутатами, был уровень сельских Советов, да и там это явление не носило массового характера. Несомненно, для выборов на альтернативной основе, в которых принимает участие довольно большое число кандидатов с самыми разнообразными программами, такая система не подходит, поскольку во многих (если не во всех) округах придется организовывать выборы неограниченное количество раз. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. и народных депутатов РСФСР показали, что в условиях свободной предвыборной агитации и большого числа кандидатов добиться получения абсолютного большинства голосов одним из них и при голосовании во второй, третий, четвертый раз можно далеко не во всех избирательных округах.

В ряде стран с этой проблемой знакомы уже давно. Поэтому с целью не допустить повторных выборов, следовательно, и дополнительных расходов во многих государствах предусмотрено, что для победы во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов. В некоторых странах второй тур может проводиться в виде повторных выборов. Но это именно второй тур голосования, а не повторные выборы, так как никакого выдвижения и регистрации кандидатов заново не производится, конкурируют только те кандидаты (и то обычно не все), которые уже баллотировались в первом туре. Такая процедура может иметь несколько разновидностей. В частности, к перебаллотировке допускаются только такие кандидаты, которые в первом туре набрали более некоего установленного минимального уровня голосов. Например, во Франции ко второму туру допускаются лишь кандидаты, получившие не менее 12,5% голосов в первом туре. В этом случае избранным признается кандидат, получивший относительное большинство голосов.

Наиболее оптимальным является использование мажоритарной системы абсолютного большинства при выборах президента или иного единоличного государственного органа, органа местного самоуправления. На практике указанная система в ряде стран действительно применяется для определения результатов президентских выборов. Как бы то ни было, мажоритарная система абсолютного большинства при выборах депутатов парламента или иного коллегиального органа представляет собой довольно запутанную и громоздкую систему, требующую достаточно крупных финансовых затрат. В этом плане мажоритарная система относительного большинства обходится дешевле; при ее использовании проще определить победителя. Однако в тех странах, где выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, на выборах могут победить и часто побеждают кандидаты, которых поддерживает не большинство, а гораздо менее половины избирателей. Получается, что верх одерживает воля меньшинства, а воля большинства не находит своего проявления на выборах.

Впрочем, даже использование мажоритарной системы абсолютного большинства не может гарантировать того, что не «пропадает» значительная часть голосов избирателей, поскольку кандидаты, за которых меньшинство подало свои голоса, не считаются избранными. При этом меньшинство в целом по стране может исчисляться сотнями тысяч, миллионами и десятками миллионов. Например, партия А, партия Б и партия В конкурируют на выборах в трех избирательных округах по 20 тыс.

Избирателей каждый. Предположим, кандидат от партии А на выборах в первом избирательном округе получил 18 тыс. голосов, в то время как кандидат от партии Б получил на выборах 200 голосов, а кандидат от партии В - 1,8 тыс. голосов. В другом избирательном округе кандидат от партии А получил 1,8 тыс. голосов, кандидат от партии Б - 10,2 тыс. голосов, кандидат от партии В - 4 тыс. голосов. В третьем избирательном округе за кандидата партии А было отдано 4 тыс. голосов, за кандидата партии Б - 10,2 тыс. голосов, за кандидата партии В - 5,8 тыс. голосов. В нашем примере партия А, собравшая 23,8 тыс. голосов, получит только одно место в представительном органе, партия Б, за кандидата которой проголосовало 20,6 тыс. избирателей, получит 4 депутатских мандата, а партия В, за кандидата которой было отдано 11,6 тыс. голосов, вообще не будет представлена в выборном органе.

В условиях мажоритарной системы относительного большинства воля избирателей может быть искажена в еще большей степени. Так, предположим, в тех же избирательных округах конкурируют три партии. В первом избирательном округе кандидат от партии А собрал 9,5 тыс. голосов, кандидат от партии Б - 100 голосов, кандидат от партии В - 400 голосов. В другом избирательном округе голоса распределились следующим образом: кандидат партии А - 3,3 тыс. голосов, партии Б - 3,4 тыс. голосов, партии В - 3,3 тыс. голосов. В третьем избирательном округе кандидат партии А получил 3,4 тыс. голосов, кандидат партии Б - 3,5 тыс. голосов, кандидат партии В - 3,1 тыс. голосов. В результате этого партия А, набравшая 16,2 тыс. голосов, получит одно депутатское место, партия Б, за кандидата которой проголосовало 7 тыс. избирателей, получит два места в представительном органе, а партия В, за кандидата которой подано 6,8 тыс. голосов, вообще не получит ни одного депутатского мандата.

Стоит отметить, что представленные в этих примерах ситуации существуют в реальной жизни. Примеров тому немало. Во Франции (мажоритарная система абсолютного большинства) в результате выборов 1993 г. в Национальное собрание правоцентристская партийная коалиция набрала в целом по стране 39% голосов, но получила в указанной палате парламента 80% депутатских мест. В том же 1993 г. в Канаде (мажоритарная система относительного большинства) проводились общенациональные выборы в Палату Общин, в ходе которых за кандидатов Либеральной партии было подано 41,6% голосов, но она получила свыше 60% депутатских мандатов (178 из 295); кандидаты Прогрессивноконсервативной партии собрали 16% голосов, однако им досталось лишь 0,7% мест в указанной палате (два депутатских мандата), тогда как кандидаты Реформистской партии, добившись поддержки у 18% избирателей, заняли 16% депутатских мест (46 мандатов). Из вышесказанного следует, что при такой системе очень важное значение приобретает нарезка избирательных округов.

В странах с мажоритарной системой в основном создаются одномандатные (униноминальные) избирательные округа, т. е. избирательные округа, от каждого из которых избирается один депутат. Иногда могут образовываться и многомандатные (плюриноминальные) избирательные округа, т. е. избирательные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. В частности, в Советском Союзе на выборах народных депутатов СССР в 1989 г. наряду с одномандатными были сформированы и многомандатные избирательные округа. Во Вьетнаме на выборах в Национальное Собрание с 1992 г. создавались многомандатные избирательные округа при сохранении мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. Есть примеры образования многомандатных избирательных округов в условиях мажоритарной избирательной системы для избрания членов представительных органов местного самоуправления в некоторых российских регионах. Так, г. Переславль-Залесский Ярославской области был объявлен одним многомандатным округом, в котором избиратели должны голосовать «за число кандидатов, равное количеству депутатских мест» в городском органе местного самоуправления, а результаты выборов определялись по мажоритарной системе относительного большинства. В Москве на выборах советников районных собраний в 1997 г. также были образованы многомандатные избирательные округа, совпадающие по своим границам с границами районов, для голосования по мажоритарной избирательной системе. После принятия Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» могут измениться и правила, регулирующие выборы депутатов районных собраний. Многомандатные избирательные округа создаются и на парламентских выборах в ряде штатов США. Например, в штате Иллинойс до 1980 г. образование многомандатных избирательных округов фактически связывалось с предоставлением нескольких голосов (по количеству мандатов в каждом округе) каждому избирателю, имевшему право их аккумулировать по своему усмотрению. Так, до указанного срока избиратель в штате Иллинойс в трехмандатном избирательном округе мог действовать по своему усмотрению: он мог отдать каждый из своих трех голосов трем различным кандидатам, а мог одному кандидату отдать один голос, второму - два или все три голоса отдать одному кандидату.

Мировой практике известна также мажоритарная система квалифицированного большинства. Данная система предусматривает, что для победы на выборах кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов избирателей, превышающее абсолютное. Надо отметить, что эта система применяется довольно редко. Например, в настоящее время в Чили при выборах в Палату Депутатов Национального Конгресса кандидату для победы требуется получить поддержку 2/3 избирателей. Ранее такая избирательная система использовалась при формировании Сената Республики, когда победителем считался кандидат, за которого отдали голоса 65% избирателей. Законодатель обычно предусматривает процедуру, позволяющую все же закончить формирование коллегиального органа в случае, если не все места будут заняты. Ведь даже абсолютное большинство голосов избирателей порой бывает получить довольно трудно, о чем уже говорилось выше. Так, в Италии (в прежние годы) голоса избирателей, отданные за кандидатов в сенаторы в округах, где победитель не определился, пересчитывались, и мандаты распределялись по правилам пропорциональной системы. Однако это было возможно лишь постольку, поскольку каждый кандидат выдвигался политической партией. ....