Методическая разработка.
Информационно-познавательный проект
Лебедева Елена Михайловна
Вид проекта1-ий этап - целеполагание (совместно с детьми).
Беседа на тему: «Какое время года за окном?».
Раздается стук. Незнайка вбегает в группу и говорит в след ребятам: «пойдемте гулять на площадку, там новые качели поставили, догоняйте меня». (в суматохе) ребята, скорее пойдемте смотреть. Ой, Ой ребята, стоп! Мы что-то забыли! Ребята, что мы забыли сделать? (одеться). Ребята, а зачем нам нужно одеваться? (на улице холодно). Какое время года за окном? (зима). Так ребята, давайте вернемся в группу и разберемся, какое время года? И почему вы так думаете? (воспитатель вывешивает картинки с временами года).
Задание детям: внимательно рассмотреть на картинки с разными временами года и определить, какая из картинок относится к зимнему времени. Спросить у детей, в какие зимние забавы (игры) можно играть зимой.
Проведение беседы на темы: «Катание на санках», «Катание на лыжах», катание на коньках».
Беседа с детьми на тему: катание на лыжах
.
Программное содержание
:
Беседа с детьми на тему: «катание на коньках».
Программное содержание
:
При катании на горке нужно соблюдать:
Разрезные картинки
Картинки с изображением зимних забав (волк хоккеист, медвежонок - саночник, лисенок лыжник), разрезанные на квадраты, состоящие из 4 деталей.
Ребенку предложить сложить из частей целую картинку. Положить ребенку целую картинку, затем дать разрезные картинки и попросить малыша собрать картинку, подглядывая на целую. Когда ребенок научиться научится быстро собирать картинки из 4 деталей, предложить собрать из 6,8,10 частей. Постепенно ребенок начнет собирать картину, не прибегая к образцу.
В процессе игры у ребенка можно спросить о том, кто изображен на картинке, что он делает.
Парные картинки
Игру проводит взрослый ведущий с одним ребенком или с тремя детьми. Большие карты с изображением спортивного инвентаря. Все карточки раздаются детям, и они ищут пару.
Один из вариантов:
Перед детьми большие карточки с изображением выкладываются картинками вверх, затем обсудив, изображения на карточках переворачиваются, и дети совместно с ведущим вспоминают, где лежит его пара.
Игра ситуация «Катание на саночках»
Программное содержание:
Воспитатель предлагает детям взять кукол, сесть на санки и поехать кататься (дети выполняют движения под русскую народную мелодию «Валенки»). Ребята останавливаются и, держа кукол перед собой, имитируют движение санок с горы на гору.
Воспитатель:
Покатились санки вниз.
Крепче куколка держись!
Ты сиди, не упади,
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно!
(дети грозят кукле пальцем)
Лепим и играем.
Ход занятия:
Скажите, что для того, что бы не замерзнуть даже в большой мороз, надо двигаться.
Например, можно играть в снежки. Даем детям белые салфетки и показываем, как их надо скомкать, чтобы получились круглые комочки. Когда комочки «снежки» будут готовы, предложите малышам бросать их в корзину.
Когда снеговик будет готов, прочитайте детям стишок:-
Что за снежный человечек
Появился здесь под вечер?
Морковный нос,
В руке метла -
Его слепила детвора.
В конце занятия спрашиваем у детей, какие зимние игры-забавы больше всего нравятся. И для закрепления материала на прогулке играем в снежки и лепим снежную бабу.
4-ий этап
В рамках нашего проекта «Зимние забавы малышей», ведя беседы и рассматривая иллюстрации, мною было решено: предложить детям создать свою книгу-сказку о зимних забавах. Я рассказала о том, что в создании книги принимают участие: авторы, фотографы и художники. Руководит все этим главный редактор, у него есть помощники, которые собирают рассказы, стихи фотографии и т.д. Я предлагаю детям поиграть в игру «мои помощники» и напечатать свою книгу. Я (воспитатель) буду главным редактором, а (дети) мои помощники. Детям нужно рассказать о том, что книгу сделать, не так просто, для этого потребуется несколько дней.
Создавать книгу дети будут совместно с воспитателем. В процессе совместной деятельности, дети могут рисовать, раскрашивать зимние картинки. Придумывать рассказы по картинкам и фотографиям. Дети могут отобрать картинки и фотографии для книги. Придуманные детьми рассказы по картинкам, записываются и указываются авторы. Каждый ребенок индивидуально вносит свою лепту в книгу (приклеивание иллюстраций, картинок, наклеек и т.д.).
5-ий этап
Обсуждение проекта «Зимние забавы малышей» дети рассматривают фотовыставку и созданную книгу. Обращаем внимание на оформление, читаем рассказы из книжки. Благодарим друг друга за старание. И приглашаем родителей и друзей посетить выставку.
Информационно - познавательный проект «Зимние забавы малышей», может быть реализован в других группах, только изменив концепцию и расширив задачи учитывая возраст групп. Это позволит приобщить детей и родителей к физической культуре и спорту.
You have no rights to post comments
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для детей раннего возраста.
Тема «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Подобрала Ковальчук О.И.
Игра «Посмотри-ка, что я вижу!»
Чему учится ребенок: наблюдать за сезонными явлениями (снегопад), показывать на картинках то, что он видел на улице; употреблять междометие «ах».
Оснащение: не требуется.
Ход игры: скажите: «Идет снег. Он приносит тишину». Во время снегопада подойдите с ребенком к окну, покажите ему, как падает снег, скажите, что он белый и очень красивый. Расскажите ребенку о снеге: «Ах! Какая красота! Это снег. Он белый. Снежок кружится-кружится-кружится, летит-летит и тихо ложится на землю, на деревья, на крыши домов». На прогулке предложите ребенку потрогать снег, смять его в ладошке. Побросай-тесь пушистым снежком.
Помогите ребенку почувствовать, как холодно на улице. Скажите ему: «Мне очень х-х-х-холодно!» Попросите его повторить эту фразу. Прочтите ребенку стишок-рифмовку (он может присоединиться к вам, договаривая собственное имя):
Малышка...(имя ребенка) гром ко кричал: «Х-х-х-холодно нам!» Крик его улицу всю заполнял: «Холодно, холодно, холодно нам!»
Повторите рифмовку еще раз и покажите ребенку, как скрестить руки на груди, чтобы унять дрожь.
Можно посадить ребенка перед окном, сесть рядом с ним или просто взять его к себе на колени. Начните беседовать с ним о том, что вы видите за окном. Спросите малыша: «Что ты видишь во дворе?» Например, если ребенок произнесет слово «снег», спросите: «Какой снег?» Предложите ребенку похлопать в ладошки в такт вашим словам:
Падай, падай, падай, снег,
Радуй, радуй, радуй всех!
Радуй взрослых и детей,
Радуй птичек и зверей!
Старайтесь поддерживать у вашего малыша желание разговаривать. Найдите в журналах картинки, на которых изображено то, что вы видели на прогулке. Покажите эти картинки ребенку и напомните ему о том, о чем вы уже разговаривали раньше.
Игра «Снег везде»
Чему учится ребенок: подражанию; использовать в речи отрицательную частицу «не»-
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Прочтите ему стишок-рифмовку:
Снег на дорожке,
Снег на крыльце,
Снег на собачке,
Но не на мне!
Произносите слова «Но не на мне», сопровождая их отрицающими жестами — энергично покачайте головой, помашите рукой или пальцем.
Замените слова рифмовки другими знакомыми вашему ребенку словами, например:
Снег на крыше,
Снег на кусте,
Снег на лошадке,
Но не на мне!
Вскоре малыш поймет суть игры и будет сам предлагать новые слова, подходящие для этой рифмовки.
Все варианты непременно должны заканчиваться фразой «Но не на мне!»
Игра «Неужели это снег!»
Чему учится ребенок: употреблять в речи слово «да».
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Объясните ему правила игры: «Я буду задавать тебе вопросы, а ты мне отвечай словом «да».
Сначала произносите слово «да» вместе с малышом, постепенно уменьшая помощь.
«Неужели это снег?
Такой белый и холодный?
Он кружится над головкой?
Он на шапку мою ляжет?
Он домой на мне прикатит?
Он на варежках приедет?
Можно придумать и другие вопросы. Даже если ваш малыш говорит совсем мало, вы убедитесь, что ему очень понравится эта игра.
Игра «Зимняя одежда»
Чему учится ребенок: продолжит формировать зрительное восприятие и внимание; понимать, что в зимний период люди надевают теплую одежду и обувь; знать и употреблять имена существительные, обозначающие предметы зимней одежды.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки
Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Обратите его внимание на то, что на деревьях нет листьев, зато везде много снега. Прочтите рифмовку:
Снег на деревьях. Снег на кустах.
Снег на дорожках, Снег на ветвях.
Затем прикройте верхний рисунок и укажите ребенку на маленькие картинки. Предложите ему найти и показать предметы одежды — шапку, варежки, шубку, сапожки, шарф.
Покажите ребенку сюжетную картинку и попросите его найти на ней и назвать эти же предметы одежды.
Игра «Назовем, что видим»
Чему учится ребенок: употреблять слова «вот» и «где» в своей речи; издавать звуки, подражая животным; различать изображения птиц и зверей.
Оснащение: сюжетная картинка
Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Расскажите о том, что на ней нарисовано: «На крыше дома сидит птица. Это ворона. Она большая, черная. Сидит и по сторонам глядит. Куда она смотрит? На мальчика она смотрит. Мальчик гуляет с собачкой. Что делает мальчик? Мальчик голубя кормит! Ворона тоже хочет кушать!»
Рассматривая сюжетную картинку, распевайте рифмовку на любой нравящимся вам мотив. А малыша попросите произносить звукоподражания в конце каждого трехстишия:
Веселый щенок во дворе живет,
Веселый щенок во дворе живет,
Веселый щенок говорит: «Ав-ав!»
Веселая ворона на крыше живет.
Веселая ворона на крыше живет,
Веселая ворона говорит: «Кар-кар!»
Веселая голубка во дворе живет,
Веселая голубка говорит: «Гуль-гуль!»
Спросите ребенка: «Где собачка? Где ворона? Где голубь?» Попросите ребенка сначала показать изображение на предметной картинке («Вот собачка! Вот ворона! Вот голубка!»), затем на сюжетной.
Затем попросите ребенка: «Спроси у меня, где собачка?» Если ребенок повторит ваш вопрос, включающий слово «где?» и название картинки (в любом произношении), то вы в свою очередь показываете ребенку на нужную картинку.
Аналогично обыграйте остальных изображенных на картинке персонажей.
Игра «Большой — маленький»
Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 3).
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Рассматривайте вместе с ребенком картинки парами.
Прочтите рифмовку, одновременно выполняя движения в соответствии с текстом:
Мишка, мишка, ты большой — ой, ой, ой! (разведите руки в стороны)
А ты, зайка, маленький — ай, ай, ай! (сведите ладони вместе)
У медведя дом большой — ой, ой, ойI («толстым» голосом)
А у зайки маленький — ай, ай, ай! (жалобно)
Медведь ветку нашел — ой, ой, ой!
А у зайки маленькая — ай, ай, ай!
Предложите ребенку сразу назвать и предмет, и величину этого предмета: большой медведь — маленький заяц; большой дом — маленький дом; большая ветка — маленькая ветка.
Игра «Можно, надо (нужно), нельзя»
Чему учится ребенок: употреблять имена существительные в дательном падеже без предлога со словами «можно», «нельзя»; понимать слова «хорошо — плохо»; употреблять союз «потому что».
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 5).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки и ответить на вопросы.
«Можно этой девочке идти гулять? (Да, можно.) Почему? (Потому что она одета.)
Можно лизать сосульку? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому что она грязная. Сосульки никто не лижет. Надо дома есть мороженое.)
Лизать сосульку плохо или хорошо?
Можно этого снеговика принести домой? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому что он растает.)»
Игра «Подарки»
Чему учится ребенок: правильно употреблять имена существительные мужского и женского рода единственного числа в винительном падеже без предлога; отвечать на вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода; соотносить слова «один — мало — много» с соответствующим количеством предметов; различать слова «большой— маленький»; различать похожие по звучанию слова «Саня—сани».
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 6).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку. Спросите ребенка: «Кто нарисован на картинке?» (Дед Мороз.) Прочтите стихотворение:
Добрый Дедушка Мороз
Деткам елочку принес.
А на ней фонарики,
Золотые шарики.
Попросите ребенка показать на елке фонарики, шарики. Спросите: «Сколько фонариков на елке?» (Один.) «Это много или мало? Какой фонарик — большой или маленький? Сколько шариков?» (Много.) Объясните ребенку, что Дед Мороз принес детям подарки. Надо помочь Дедушке Морозу раздать подарки — дать каждому ребенку то, что тот любит. Спросите: «Что дадим Лене? Что дадим Свете? Что дадим Вите? Что дадим Мите?»
Разыграйте инсценировку с помощью игрушек:
Маленькому Сане
Подарили сани.
Вез на гору Саня
За собою сани.
Игра «Что взять на прогулку)»
Чему учится ребенок: употреблять имена существительные в именительном падеже единственного числа; игра способствует развитию памяти.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 7).
Ход игры: предложите ребенку посмотреть на каждую картинку по очереди, назвать ее и запомнить. (Это лыжи. Это кукла. Это ведерко. Это санки.) После того, как все картинки будут названы, накройте их листом белой бумаги. Предложите ребенку попросить у вас то, что изображено на спрятанных предметных картинках. «Мама, дай санки». «Мама, дай ведро». Открывая картинки, говорите: «... (имя ребенка), на санки».
Предложите ребенку запомнить столько картинок, сколько он сможет.
Эпиграф
3.Актуальность
4. Цель:
Задачи:
Паспорт
Возраст: 6-7 лет.
Вид проекта: творческий
Продолжительность: недельный
Участники:
6. Этапы:
1. Подготовительный:
2. Основной:
3. Заключительный:
Предполагаемый результат
Интеграция образовательных областей по теме: ЗИМА
Образовательная область | Деятельность | Содержание деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая деятельность | Д/и: «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко». |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом. Наблюдения во время прогулок. Рассматривание картин: Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь». |
Речевое развитие | Коммуникативная | НОД по темам: Зима,приметы зимы. Составление описательного рассказа на тему: «Зима». Общение: «Что нам дарит зима?», «За что я люблю зиму», «Зима в нашем крае». |
Художественно-эстетическое | Восприятие художественной литературы | М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке». Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик». Выставка книг о зиме. Стихи, загадки, пословицы о зиме. |
Изобразительная деятельность | Рисование: «Снегири на ветке», «Зимняя береза», «Снежинки» Аппликация: «Зима». «Снеговик». Лепка: «Снеговик», «Снегурочка» Конструирование: «Снежинки»-оригами | |
Музыкальная | Слушание «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова», Разучивание песен «Что нам нравится зимой». | |
Физическое развитие | Двигательная | П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки». Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой». |
Планирование совместной деятельности :
Организация деятельности детей и родителей.
Разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»;
Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с родителями :
Оформление папок-передвижек для родителей: по теме
«Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»;
· Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
· Консультация «Как сделать зимнюю прогулку интересной?»
ИТОГИ
Итоговое мероприятие: выставка книг «Зимушка-зима».
Консультации и информация в уголок для родителей и воспитанников.
Результаты проекта:
Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.
· Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
· знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
· владеют расширенным словарным запасом;
· имеют представление о природе родного края;
· выставка творческих работ детей;
· Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
· повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
· приобретены DVD диски с мультфильмами о зиме;
· записаны диски с классической музыкой;
Приложение 1.
Собери снеговика».
· Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
· Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.
Наоборот».
· Развитие слухового внимания, логического внимания.
· Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.
Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).
Что зимой бывает».
· Развитие представление о приметах зимы.
· Совершенствование связной речи.
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года».дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.
Снежинки»
· Развитие сильного направленного выдоха.
· Закрепление в речи предлога На.
У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
Что прячется за сугробом»
· Развитие зрительного внимания.
· Активизация словаря по теме.
Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.
Когда это бывает».
· Учить детей называть времена года по их признакам.
Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.
Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.
Снег на полях,
Лед на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Сошли снега, шумит вода,
Земля уже цветами полна.
Растет травка молодая,
Все мертвое оживает,
Когда это бывает? (Весной).
Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Отгадай по описанию».
· Учить детей называть времена года по из признакам.
· Развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года.
Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.
Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.
Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.
Подбери слово».
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
5. «Доскажи словечко»
1.Тихо, тихо, как во снег 2.С неба все скользят пушинки
Падает на землю…. (снег) серебристые…..(снежинки)
3. На поселок, на лесок 4. Вот веселье для ребят
Все снижается…. (снежок) Все сильнее…. (снегопад)
5. Все бегут в перегонки 6. Словно в белый пуховик
Все хотят играть в ….. (снежки) Нарядился…. (снеговик)
7. Рядом снежная фигурка 8. На снегу- то посмотри
Это девочка…. (снегурка) С красной грудкой….. (снегири)
9.Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…. (снег)
Приложение 2
Пластические этюды
Зимние забавы.
Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.
Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
Уважаемые родители!
В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с гор на санках. Но все же постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идете утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей на:
1. Наблюдение за тем, как идет снег. Наблюдая снегопад, обратите внимание детей на то, как изменяется форма снежинок в зависимости от погоды.
В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или темном рукаве пальто.
При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идет «снежная крупа». При сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи.
В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.
Когда нет мороза, во влажную погоду, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают все вокруг;
2. Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что это снегопад, и спросить, как они думают, почему его так называют люди.
Обратите внимание детей на зимние деревья.
Когда после оттепели ударит мороз, деревья, их ветви и ствол покрываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга ледяные ветви.
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим кружевом.
Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнения: «У елки ледяные пальчики», «Елка закуталась в снег до самых глаз, как в пуховое одеяло», «Красиво, как в снежном царстве».
Зимой в особом нашем внимании и помощи нуждаются зимующие птицы.
Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.
К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнаются воробьи по коричнево-серому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив перышки, нахохлившись - так они греются. Дети должны узнавать снегирей по розовой грудке и серо-синему оперению. Можно подсказать детям сравнение «как розовые яблоки на снегу».
Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать и синиц по желтой грудке и черному галстуку. Синицы в основном питаются вредными насекомыми, которых вытаскивают своими острыми клювами из-под коры деревьев. Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева. Объясните детям, что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда, синички голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.
Приложение 4
Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"
* Назови 10 "зимних" слов (снег, ...).
* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?
* Подбери признаки : Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?
* Исправь ошибки: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.
*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка... . Если мальчиков в парке больше, чем девочек... .
* Реши задачу: "На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?"
* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение (нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики
Источник - Тетрадь "Рассказы о временах года. Зима" Н.Созоновой, Е. Куциной
«Зима»
Беседа
Основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.
Лексико-грамматические игры и упражнения
«Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.
«Придумай слово». Образование родственных слов: снег - снежок - снежочек - снежинка - снегопад - снеговик - снеговичок - снежки - снегоход - снегокат - снежный - заснежило - снежище - снегурочка - снегирь - белоснежный - Белоснежка - подснежник.
«Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.
Логопед уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять(мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.
«Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.
Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».
«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Эпиграф
Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.
Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи.На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи.Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа.Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима! П.Вяземский
3.Актуальность .Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и сформировать у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
4. Цель: Организация работы с детьми по теме «Зима»,расширять представления детей о зиме как времени года
Задачи:
1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.
2.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»
3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом
4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к к ней.
Паспорт
Возраст: 6-7 лет.
Вид проекта: творческий
Продолжительность: недельный
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети старшего дошкольного возраста
6. Этапы:
1. Подготовительный: изучение материала по данной теме, диагностика усвоения детьми программного материала
2. Основной: проведение НОД, ИКР, дидактических и лексических игр в совместной деятельности по данной теме, взаимодействие с участниками образовательного процесса: воспитатели, муз.работник, физ. инструктор, психолог, создание памяток для родителей в уголок логопеда.
3. Заключительный: анализ эффективности работы по данной теме.
Предполагаемый результат
Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
Повышение познавательной активности;
Усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Интеграция образовательных областей
Активизировать словарь детей по теме.
Продолжать учить детей определять и называть цвет предмета.
Формировать умение сравнивать предметы по величине.
Закрепить знания о геометрических фигурах, цифрах «1»,«2» и «3», учить считать, соотносить цифру и количество.
Учить детей определять форму предмета, находить середину предмета. Определять место предмета в пространстве.
Совершенствовать навыки лепки, ручного труда, рисования.
Упражнять в умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику.
Сюжетная картина «Зима».
Цветные силуэтные игрушки, их изображение на листе бумаги.
Вырезанная из картона туча с привязанными к ней двумя снежинками.
Варежки разного цвета, цветные вагончики разного цвета.
Салфетки белого цвета.
Пластиковые тарелочки с цифрами «1» и «2».
Картинка фон, пластилин белого цвета.
Картинки-фоны с изображением деревьев и пенька в виде геометрических фигур, две силуэтные картинки тучек с изображением трех и множества снежинок.
Картинка-фон с изображением дорожки, клей ПВА, песок.
Серебристая проволока.
Картинки-заготовки с изображением зимнего пейзажа с деревом без снега, клей, вата.
Снег в тарелочках.
Аудиозаписи: «Вот так холод!».
Ребята, посмотрите на эту картину. Что нарисовано, расскажите.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек.
Зимой мы встречаем Новый год, самый сказочный праздник. Вы любите этот праздник? На Новый год мы наряжали елочку. А теперь пришло время снять игрушки с елки и сложить в коробку.
(Дети накладывают цветные силуэтные игрушки сверху на их изображение на листе бумаги).
Из снежной тучи падают снежинки. Сосчитайте, сколько их? А теперь подуйте на снежинки, чтобы они полетели.
Покажите дерево, похожее на круг (треугольник, овал).
Перед вами две снежные тучи.
(Тучи вырезаются воспитателем и раздаются детям по две).
Положите на картинку тучку, в которой мало снежинок. Сосчитайте, сколько снежинок в этой тучке? Три снежинки. А теперь положите на картинку другую тучку, в которой много снежинок.
Из снежных туч пошел снег и укрыл всю землю. Накройте деревья снегом - подходящими геометрическими фигурами белого цвета.
Дети оставляют отпечаток подушечки пальца в центре каждой снежинки.
Будьте внимательны, сначала намажьте ветки дерева клеем, а затем отрывайте кусочки ваты и прикладывайте к веткам дерева.
А теперь, дети, покажите свои ладошки. Приложите их к щечкам. Какие ладошки - холодные или теплые? Ладошки теплые. Что лежит у вас на тарелочках? Снег. Потрогайте его пальчиками. Какой снег? Холодный. А какого цвета снег? Белого цвета. Положите немного снега на теплую ладонь. Что происходит со снегом? Он тает. Что вы видите у себя на ладошке? Воду. Снег растаял на теплой ладошке и стал водой.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Ходьба на месте)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались.
(Присесть, встать)
А еще в снегу валялись.
(Сесть на пол)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхиваться)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
Играть со снегом нужно в варежках, иначе наши ручки быстро замерзнут. Подберите пару своей варежке. А теперь разложите свои варежки в вагончики такого же цвета.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(Дети «лепят»)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком)
Раз - подбросим,
(Подбрасывают)
Два - поймаем,
(Ловят)
Три - уроним
(Роняют)
И... сломаем.
(Топают)
Дети скатывают снежок из смятых салфеток белого цвета.
Сколько снежков слепил каждый из вас? Один снежок. А теперь положите свой один снежок на тарелочку с цифрой «1». А сколько снежков нужно слепить и положить на тарелочку с цифрой «2»? Два снежка.
Дети налепляют круглые кусочки белого пластилина на цветной фон. Сверху на пластилин прикладываются снежинки, дети придавливают их к работе.
Дети со снежком в руках проходят по скамейке, дорожке, переступают через препятствия.
Затем детям предлагается попасть снежком в цель (сундук, обруч или т.п.)
Дети делают сосульку, складывая пополам серебристую проволоку.
Зимой нужно быть очень осторожным, ведь на улице может быть скользкий лёд. Вот эта дорожка очень скользкая, потому что покрыта льдом. Чтобы не подскользнуться и не упасть на лёд, его присыпают сверху песком. Намажьте дорожку клеем и посыпьте сверху песком. Теперь ваши дорожки не будут скользкими.
Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту песни.
Дидактические игры «Зимние виды спорта» для детей 5-7 лет
Дидактические игры, способствующие ознакомлению старших дошкольников с зимними видами спорта
Цель: формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.Лото «Снаряди спортсмена».
Цель: учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.