Истомина программа гармония. УМК «Гармония», образовательная программа для начальных классов

Истомина программа гармония. УМК «Гармония», образовательная программа для начальных классов

О программе «Гармония» Программа начального образования (1-4) «Гармония» является результатом многолетнего научно- методического поиска путей совершенствования начального образования. Научный руководитель - Наталья Борисовна Истомина, доктор педагогических наук, профессор.




Учебно-методический комплект " Гармония" Создан в 2000 г. для 4-летней начальной школы. Все учебники комплекта "Гармония" рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.




Русский язык. Коммуникативный подход к изучению языка - совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Обеспечивает базу для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.




Литературное чтение. Литературное чтение – в лучших традициях нашей литературы. Отобраны произведения духовно- нравственного содержания. Формирует мировоззрение детей. Развивает творческие способности (инсценирование, подбор рифм, сравнений, творческие пересказы). Развивает эмоциональную сферу.







Образовательная система «Гармония» - это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.
Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Рассматривая учебные книги, входящие в УМК (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- соблюдение баланса между интуицией и знанием;
- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
- опору на опыт ребенка;
- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических - и установление соответствия между ними;
- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
- единство интеллектуальных и специальных умений;
- создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.
На сайте ОС «Гармония» размещены «Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония»», методическая помощь и электронное сопровождение к урокам.

По материалам сайтов: www.umk-garmoniya.ru

Программа "Школа России"

"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.
Главная идея программы: "Школа России” создается в России и для России. Программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.
Цели обучения:
1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.
Принципы:
- приоритет воспитания в образовательном процессе;
- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдаетсяпроблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественного образования, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.
Комплект учебников "Школа России" представляет собой целостную модель, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому, которые должны быть неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.
Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
- Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
- Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
- Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
- Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Педагогика - это наука, с которой сталкиваются все, даже те, у кого нет сопутствующего образования. Не верите? Во-первых, первая встреча происходит в момент поступления в первый класс - в этой ситуации, к счастью, оказывается любой цивилизованный человек. Во-вторых, наступает момент, когда вам необходимо определиться с выбором школы для своего ребёнка. И вот тут ситуация поворачивается таким образом, что, хочешь не хочешь, а разобраться в существующих образовательных системах и программах придётся. Приблизимся к конкретике, а именно рассмотрим образовательную программу «Гармония» для начальной школы.

Суть образовательной программы для начальной школы

Чтобы понять, что представляет та или иная программа, необходимо хорошо ориентироваться в терминологическом поле.

Разберёмся с терминами

Для начала нужно определиться с различием понятий «образовательная система» и «педагогическая программа». На данный момент существует 2 системы: традиционная и развивающая. Такое положение вещей закреплено Приказом Министерства образования и науки РФ №93 от 21.10.2004. В рамках систем могут функционировать разные программы: закреплённые ФГОС или авторские, экспериментальные. Для традиционной системы официальными программами являются

  • «Школа России»;
  • «Начальная школа XXI века»;
  • «Школа 2100»;
  • «Гармония»;
  • «Перспективная начальная школа»;
  • «Перспектива»;
  • «Классическая начальная школа»;
  • «Планета знаний».

Выбор образовательной программы для ребёнка - это ответственный шаг родителей

Это интересно. Методика обучения в рамках программы «Гармония» была впервые опубликована в 2000 году. Автор этой работы - Наталья Борисовна Истомина - профессор кафедры методики начального образования Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова. Наталья Борисовна за создание учебно-методического комплекса по математике дл 1–4 классов, а также программу «Гармония» была удостоена звания лауреата премии РФ в области образования.

Включение образовательной программы «Гармония» в список официальных говорит о том, что она составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС и утверждена Минобрнауки РФ (в 2009 году).

Принципы «Гармонии»

  • объединение традиций с инновациями, то есть традиционной и развивающей систем образовательного процесса в начальной школе;
  • гуманизация обучения младших школьников, то есть процесс познания строится на принципах уважения к человеку вне зависимости от его возраста.

Если с первым принципом вопросов у заинтересовавшихся «Гармонией» не возникнет, то вот второй кажется слишком абстрактным. На самом деле, его суть сводится к тому, что субъекты учебного процесса (учитель, родители, администрация школы) должны создать условия для максимального комфорта ребёнка - объекта процесса образования. И эта задача не просто сопутствует другим, а поставлена во главу угла для обучения по программе «Гармония».

Задачи процесса образования по «Гармонии»


Как учителем оценивается работа детей?

Механизм оценки подразумевает ведение портфолио школьника, которое включает

  • все работы ребёнка, которые он выполнил в учебное и внеурочное время (самостоятельно дома или на факультативах);
  • диагностические результаты оценки учебной деятельности, проводимые в начале применения программы, в процессе работы, а также в конце (сюда относятся таблицы оценок, листы наблюдения за качеством обработки материала, данные работы психолога, социального педагога с конкретным учеником);
  • характеристики для составления представления о внеурочной и досуговой деятельности ребёнка (составляются учителем, социальным педагогом на основании данных, полученных от ребёнка и его родителей).

Портфолио составляются учителем, наполняются и педагогом, и родителями (например, блок досуговой деятельности может включать работы, сделанные дома или во внешкольной деятельности, а также самим учеником - в 3–4 классах дети могут сами раскладывать написанные работы в нужные блоки, например). Хранятся портфолио в кабинете учителя. Это может быть одна объёмная папка для каждого ученика на весь период обучения, а может быть 4 папки на каждый учебный год, объединённые в одну большую.

Такой способ оценивания является динамическим, то есть постоянно поддающийся коррекции, но при этом дающий представление не только об успехах или неудачах образовательного процесса, но и характеризующий уровень развития личности в целом.

«Гармония» - это учебно-методический комплекс (УМК), в который входит 12 учебников, которые были составлены разными авторами.

Программа оснащена необходимой для работы методической базой

  • Букварь;
  • Русский язык;
  • Математика;
  • Французский язык;
  • Литературное чтение;
  • Технология;
  • Окружающий мир;
  • Информатика и ИКТ;
  • Музыка;
  • Изобразительное искусство;
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • Физическая культура.

В комплект, кроме учебника, входят

  • программа с детальным описанием целей, задач по предмету;
  • тетради с печатной основой;
  • методические рекомендации к каждому курсу;
  • электронные материалы для учителя, учеников и родителей;
  • рекомендации по оценке результативности полученных знаний.

Фотогалерея фрагментов УМК «Гармония» с примерами формулировок заданий

Окружающий мир, 1 класс Технологии, 2 класс Окружающий мир, 4 класс Итоговая работа по математике, 1 класс

Преимущества

На уроках по программе «Гармони» теория изучается неотрывно от практики

Методика не теряет своей популярности среди педагогов, детей и родителей за счёт таких моментов, как

  • весь процесс образования строится на решении проблемных ситуаций (например, для определения значения синонимов в тексте на уроке чтения во 2 классе дети получают задание после прочтения текста сказки - «Почему автор использует слова «сказал», «поведал», «рассказал», а не только «сказал»?»);
  • всеобъемлющая методическая база с дополнительными материалами, помогающая в учёбе, подготовке к урокам и в работе родителей с детьми дома (как правило, те, кто осваивает программу «Гармония» используют интернет-ресурсы; к слову, есть даже решебники по предметам);
  • усвоение знаний происходит неразрывно с личностным развитием малыша (современные дети отлично знакомы с компьютером ещё до поступления в школу, так что занятия в компьютерном классе, задания с поиском информации в интернете - привычные виды работы, которые в традиционной методике часто игнорируются и не всегда из-за объективных причин отсутствия материально-технической базы);
  • проверенные приёмы для реализации индивидуального и дифференцированного подходов (проще говоря, если ребёнок хорошо поёт, то не стоит стыдить его за напевание песенки во время выполнения задания по математике, кроме этого, когда дети работают в группе, не нужно напрягать более слабого участника сложными «ролями», пусть лучше останется статистом, не будет активно участвовать в обсуждении, но зато он аккуратнее других запишет полученный результат на доске) - этот принцип активно используется и в других методиках («Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Перспектива» и др.);
  • помощь в выстраивании гармоничных отношений между одноклассниками, учеником и учителем за счёт методически грамотно построенного дидактического процесса (так или иначе, любая педагогическая программа ставит перед собой эту задачу, а вот её решение во многом зависит не только от содержания программы, но и от личности педагога, что важно вне зависимости от выбранной программы).

Недостатки программы

Как и в любой сфере образовательной деятельности, у «Гармонии» есть ряд недостатков:

  • желательна учебно-воспитательная подготовка ребёнка перед поступлением в класс (такие навыки, как работа в парах, решение простых математических заданий на сложение-вычитание в пределах 10, понимание различий между понятиями «звук»-«буква», помогут малышу в первые дни обучения по программе «Перспектива», а главное - ребёнок должен не бояться демонстрировать свои знания, иначе говоря, до поступления в «Гармонию» желательно посещение развивающих занятий);
  • расхождения между классическими приёмами традиционной системы образования и программой (так, например, на уроках математики дети начнут решать задачи лишь со второго класса, хотя выполнение контрольных и самостоятельных работ предполагается уже на первом году обучения, то есть малыши весь первый год решают примеры, что неблизко традиционным методикам, но вот понимание того, что есть контрольная/самостоятельная получают уже на первом году обучения - не такое уж и важное «опережение», по мнению многих методистов);
  • дополнительные задания «со звёздочкой», то есть повышенной трудности, не всегда рассматриваются на уроке, а ведь за счёт них и предполагается успешное развитие школьника - это существенный недостаток программы, по мнению методистов и родителей, которым волей-неволей приходится подключаться к выполнению подобных заданий дома (другими словами, малыш старается, решает, а учитель отмечает только сам факт «выпонил-не выполнил», так как «Гармония» на более подробную работу с такими заданиями не нацелена);
  • обилие теоретических заметок и недостаточное количество иллюстраций в учебниках делает УМК скучным - так считают некоторые родители (при этом такое оформление делает учебник универсальным для любого проявления методической смекалки педагога - он может придумывать свои сюжеты урока, подбирать актуальные для данного возраста иллюстрации и пр.), так что недостатком отсутствие яркости можно назвать лишь с позиции незнания той роли, которая отводится учителю в создании творческих уроков;
  • отсутствие последовательности в изложении некоторых материалов по предметам (например, по русскому);
  • возможные трудности у родителей, обучавшихся по классической программе, при оказании помощи в выполнении домашних заданий;
  • отсутствие преемственной программы в среднем звене (при этом сложность заключается не столько в содержательных моментах - тут как раз дети «тянут», сколько в способе рассуждений - решение проблемных заданий часто приходит в конфликт с привычным традиционным репродуктивным способом общения учителя-ученика - услышал - повторил, - то есть детям сложно приспособиться не к объёмам информации, а к способу её получения).

Промежуточные выводы: кому подходит «Гармония»?

Программа «Гармония» особенно подойдёт активному ребёнку, способному быстро переключаться с одного вида деятельности на другой

Проанализировав плюсы и минусы обучения по этой методике, можно сделать следующие выводы о том, что «Гармония» подходит деткам, у которых

  • интеллектуальное развитие на момент поступления в первый класс в норме или выше нормы;
  • есть навыки построения логических связей;
  • способность включаться и переключаться с одного вида деятельности на другой развита на высоком уровне (в связи с этим «Гармония» полезна для гиперактивных ребят, но при этом у них должны быть определённые понятия о дисциплине, то есть менять вид деятельности не «когда захочу», а когда учитель даст команду);
  • хорошо развита память и богатый активный и пассивный словари (тогда у ребёнка не возникнет сложностей в формулировании аналитических связей между явлениями, определении классификации, составлении обобщений, например, при объяснении, что общего между рядом героев сказок или ответе на вопрос о наборе качеств настоящего героя).

Особенности применения программы на практике

  • Учёт внешней структуры урока (последовательности этапов занятия) и внутренней (стадий решения конкретной задачи в задании, взаимосвязи набора дидактических задач).
  • Начало изложения нового материала происходит после выполнения заданий поисковых и творческих заданий, которые эвристическим методом подведут малышей к новой информации.
  • На каждом уроке обязательна совместная работа учителя и ученика, работа в малых группах, парах.
  • Задания должны быть вариативными (это оговаривается в самой формулировке некоторых заданий в учебнике - и ребёнок сам видит и знает, что есть задания на разный уровень знаний, то есть ему есть к чему стремиться; в то время как в классической методике вариативность отдаётся на откуп педагогу).
  • Школьники должны сами выявлять связи между изученным и новым материалом.
  • Повторение пройденного может носить не только контрольный характер, но и обучающий (если речь идёт об освоении новой темы учебного занятия).

Нюансы применения «Гармонии» в первом классе

Первоклассники часто не могут (вернее, боятся) высказывать собственное мнение, от этого возникает «торможение» на уроке. В этой связи на первом году внедрения программы «Гармония» перед учителем встаёт две задачи:

Введение программы требует особо внимательного отношения к работе с родителями

  • раскрепостить своих подопечных, дать им возможность почувствовать радость от получения правильного решения, принятого самостоятельно;
  • научить родителей правильно помогать малышам.

Что касается последнего, то довольно часто родителям сложно вникнуть в систему работы по программе «Гармония» из-за того, что сами они учились по классической программе. В связи с этим многие мамы и папы высказывают свои отрицательные оценки в адрес «Гармонии», что, как вы понимаете, не добавляет энтузиазма детям. Вот почему автор программы все учебники для первого класса снабдила целым набором писем-обращений к родителям, дабы упредить самые распространённые ошибки в реализации программы. И учитель должен обязательно обращать внимание мам и пап на эти письма.

Схема составления конспекта урока

Занятие по программе «Гармония» строится по такому плану:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (при необходимости фиксирование затруднений в деятельности).
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение выхода из затруднения (обычно в форме фронтального опроса, анализа увиденного/написанного, разбора этапов работы над конкретным заданием).
  5. Физкультминутка для глаз.
  6. Физкультминутка.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
  8. Рефлексия.

Примеры конспектов уроков по программе «Гармония»

Прокопьева Наталья «Конспект урока чтения во 2 классе по программе «Гармония». Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» (фрагменты)

<…Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.
- Какое слово получилось? Назовите тему урока «Слова, слова, слова…»
- Как вы понимаете название нашего урока? Чему будем учиться на уроке?
Наблюдать за тем, как писатели умело, со вкусом пользуются словами, создавая свои произведения.
2. Знакомство с произведением Г. Цыферова «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»
- Откройте учебник на странице 53. Прочитайте название произведения, имя и фамилию автора…>
<…3. Знакомство с текстом.
Чтение по цепочке.
4.Языковой анализ произведения
- Понравилась сказка? Чем?
- Ребята, вспомните, чему будем учиться на уроке? (повторить цель урока) Проведём небольшое исследование. У каждого на столе карточка № 1 с вопросами. Поработайте с ней, а потом обсудим результаты, которые у вас получились.
- Найди в тексте выделенные слова.
- Каким одним словом можно их заменить?
- А как лучше - как у автора или чтобы везде было слово «сказал»? Почему?
Итак, выделенные слова помогли точно представить картину, которую хотел передать нам Геннадий Михайлович Цыферов.
5. Игра «Где, чей домик»
- А вам понравились сказки про домики? Помните, что хотели домики? Хотите в них поиграть?
(Учитель говорит за автора, ребята в костюмах проговаривают слова героев)
6. Творческое задание
- А вы когда-нибудь придумывали сказки? Кто расскажет свою? (1–2 чел.)
- Остальные тоже могут попробовать себя в роли сказочника и сочинить свою сказку.
7. Физминутка
Озорной цыплёнок жил,
Головой весь день крутил:
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать:
Поднимать и опускать
Вверх, вниз, вверх, вниз!
Повернулся влево, вправо:
-Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошёл -
Червячка себе нашёл!…>

Мы видим, что работа над темой идёт от постановки проблемы - дети сами раскрывают суть темы (такой приём в традиционной методике используется только в среднем и старшем звене), то есть до-текстовый этап. После прочтения дети не просто отвечают на вопросы к тексту, а анализируют языковой уровень произведения (поиск слов-обобщений). На этапе закрепления изученного учитель предлагает обобщить знания по ВСЕМ изученным сказкам, а не по одной конкретной, что, безусловно, даёт более широкое представление о морально-нравственных ценностях, чем если бы ребята делали выводы только по «Цыплёнку». Такая система работы над темой позволяет дать задание придумать собственную сказку, и не сомневаться, что опыта малышам хватит, ведь на уроке изучения нового материала им удалось повторить и обобщить уже изученное, проанализировать имеющиеся знания.

Быкова Светлана «Конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Гармония». Тема «Правописание удвоенных согласных в корне слова» (фрагменты)

<…VII. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
(тетрадь с. 62 № 462)
- Прочитайте слова. Выпишите только те слова, которые относятся к непроверяемым орфограммам.
- Буквы в каком научном слове объяснишь его происхождением? (словарь - слово)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
-Как вы думаете, так ли важно правильно писать слова с удвоенной согласной?
-Что изменится, если мы напишем не 2 буквы, а одну?..>

<…Запишите эти предложения в тетрадь и объясните свой выбор.
- Вы любите читать книги? Давайте посмотрим хорошо ли вы знаете героев любимых произведений.
- Запишите имена литературных героев.
-Знаете? как пишутся эти имена?
-Что общего в именах героев? (удвоенная согласная)
-Проверьте, правильно ли вы написали имена героев.
-Ребята, а кто бы хотел прочитать эти произведения?
-Куда можно обратиться? (в библиотеку)
IX. Рефлексия.
- Какую звёздочку знаний открыли сегодня на уроке?
-Можно ли в новых словах писать 1 букву?
- К каким орфограммам относятся эти слова?(к непроверяемым орфограммам)
- Продолжите фразы, предложенные Незнайкой:
-Я знаю…..
-Я запомнил….
-Я смог….
Задание на дом: тетрадь для ср с. 56 №57
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-Покажите в тетради на линейке достижений…>

При формулировании темы учитель прибегает к постановке проблемной ситуации, а не просто пишет тему урока на доске. Более того, эта ситуация развивается из своеобразного опыта, который педагог предлагает детям (если мы будем писать одну букву вместо двух, что получится?). Следующий уровень урока - проведение опыта: дети пишут имена литературных героев, выясняют, где удвоенная буква. Учитель же не проверяет правильность написания, а предлагает это сделать самим ребятам (такой подход на уроке изложения нового материала традиционно не применяется!). При этом на этапе рефлексии дети не только делают выводы по теме урока, но и оценивают свою деятельность. Такая «объёмная» рефлексия из существующих программ присуща только «Гармонии». То есть дети учатся оценивать свою работу с разных позиций: и объективной, и субъективной.

Коломацкая Ольга «Конспект урока математики в 4 классе по программе «Гармония». Тема «Объём фигуры» (фрагмент)

Орг. момент
Сегодня мы откроем тайну –
Секрет математических чудес необычайных
Орешек знанья твёрд, но все же
Мы начинаем наш урок
И я хочу, чтобы каждый из вас
В конце урока мог сказать:
«Сегодня я искал, творил.
И знания новые открыл,
И то, что мне пришлось узнать, могу теперь я применять»
2.Актуализация знаний
Прочитайте выражения и найдите их значения
И (10 + 8) ·10
Н 900 –(3 ·100)
В 60 · 10: 6
И (700:100) · 10
Л (30:3) · 5
Е 100 - 800:10
Ы 7 · 8 · 10
Ч (200 +800) :10
Проверьте свои результаты. Расположите значение выражений в порядке убывания и расшифруйте слово.
Расшифруйте слово: ВЕЛИЧИНА
Что мы называем величиной? Величина - это то, что мы можно измерить и результат измерения выразить числом.
Всё, что можно измерить и исчислить (мат. физ.) (Словарь Ушакова.)
Какие способы измерения величин вы знаете (на глаз, с помощью измерения)
Что надо знать, чтобы измерить величину?
Назовите величины, которые вы знаете и их единицы измерения…>

Работа на уроке математике в этом примере ведётся в виде решения головоломки. Обычно такие задания используются в традиционной методике на уроках закрепления материала, обобщения. В данном фрагменте дети ищут значения выражений, чтобы найти ключевое слово для определения темы урока - структура гораздо более сложная, чем просто найти решение. Затем учитель реализует принцип наглядности: ребята находят значение полученного слова в словаре, то есть на математике учатся работать в том числе и с толковым словарём. И для подведения учеников к собственно теме урока (объём фигуры), педагог обращается к опыту детей вопросом о способах измерения и приборах для получения этих величин.

Рассмотренные фрагменты позволяют сделать такие выводы:

  • урок по «Гармонии» взывает не только к теоретическому, но и к практическому опыту детей;
  • занятие начинается с постановки проблемного вопроса, что позволяет ученикам сразу «включиться» в тему, а значит, меньше отвлекаться и баловаться;
  • активно используются межпредметные связи, более того, дети получают информацию из разных сфер деятельности в рамках даже одного этапа урока;
  • каждый урок завершается многоуровневой рефлексией, дети анализируют не только своё эмоциональное впечатление от урока, но и дают оценку ценности полученных знаний.

Видео. Урок математики. 1 класс. УМК «Гармония». Тема: «Число и цифра 3»

Педагогика - это наука, с которой сталкиваются все, даже те, у кого нет сопутствующего образования. Не верите? Во-первых, первая встреча происходит в момент поступления в первый класс - в этой ситуации, к счастью, оказывается любой цивилизованный человек. Во-вторых, наступает момент, когда вам необходимо определиться с выбором школы для своего ребёнка. И вот тут ситуация поворачивается таким образом, что, хочешь не хочешь, а разобраться в существующих образовательных системах и программах придётся. Приблизимся к конкретике, а именно рассмотрим образовательную программу «Гармония» для начальной школы.

Суть образовательной программы для начальной школы

Чтобы понять, что представляет та или иная программа, необходимо хорошо ориентироваться в терминологическом поле.

Разберёмся с терминами

Для начала нужно определиться с различием понятий «образовательная система» и «педагогическая программа». На данный момент существует 2 системы: традиционная и развивающая. Такое положение вещей закреплено Приказом Министерства образования и науки РФ №93 от 21.10.2004. В рамках систем могут функционировать разные программы: закреплённые ФГОС или авторские, экспериментальные. Для традиционной системы официальными программами являются

  • «Школа России»;
  • «Начальная школа XXI века»;
  • «Школа 2100»;
  • «Гармония»;
  • «Перспективная начальная школа»;
  • «Перспектива»;
  • «Классическая начальная школа»;
  • «Планета знаний».

Выбор образовательной программы для ребёнка - это ответственный шаг родителей

Это интересно. Методика обучения в рамках программы «Гармония» была впервые опубликована в 2000 году. Автор этой работы - Наталья Борисовна Истомина - профессор кафедры методики начального образования Московского государственного педагогического университета им. М.А. Шолохова. Наталья Борисовна за создание учебно-методического комплекса по математике дл 1–4 классов, а также программу «Гармония» была удостоена звания лауреата премии РФ в области образования.

Включение образовательной программы «Гармония» в список официальных говорит о том, что она составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС и утверждена Минобрнауки РФ (в 2009 году).

Принципы «Гармонии»

  • объединение традиций с инновациями, то есть традиционной и развивающей систем образовательного процесса в начальной школе;
  • гуманизация обучения младших школьников, то есть процесс познания строится на принципах уважения к человеку вне зависимости от его возраста.

Если с первым принципом вопросов у заинтересовавшихся «Гармонией» не возникнет, то вот второй кажется слишком абстрактным. На самом деле, его суть сводится к тому, что субъекты учебного процесса (учитель, родители, администрация школы) должны создать условия для максимального комфорта ребёнка - объекта процесса образования. И эта задача не просто сопутствует другим, а поставлена во главу угла для обучения по программе «Гармония».

Задачи процесса образования по «Гармонии»


Как учителем оценивается работа детей?

Механизм оценки подразумевает ведение портфолио школьника, которое включает

  • все работы ребёнка, которые он выполнил в учебное и внеурочное время (самостоятельно дома или на факультативах);
  • диагностические результаты оценки учебной деятельности, проводимые в начале применения программы, в процессе работы, а также в конце (сюда относятся таблицы оценок, листы наблюдения за качеством обработки материала, данные работы психолога, социального педагога с конкретным учеником);
  • характеристики для составления представления о внеурочной и досуговой деятельности ребёнка (составляются учителем, социальным педагогом на основании данных, полученных от ребёнка и его родителей).

Портфолио составляются учителем, наполняются и педагогом, и родителями (например, блок досуговой деятельности может включать работы, сделанные дома или во внешкольной деятельности, а также самим учеником - в 3–4 классах дети могут сами раскладывать написанные работы в нужные блоки, например). Хранятся портфолио в кабинете учителя. Это может быть одна объёмная папка для каждого ученика на весь период обучения, а может быть 4 папки на каждый учебный год, объединённые в одну большую.

Такой способ оценивания является динамическим, то есть постоянно поддающийся коррекции, но при этом дающий представление не только об успехах или неудачах образовательного процесса, но и характеризующий уровень развития личности в целом.

«Гармония» - это учебно-методический комплекс (УМК), в который входит 12 учебников, которые были составлены разными авторами.

Программа оснащена необходимой для работы методической базой

  • Букварь;
  • Русский язык;
  • Математика;
  • Французский язык;
  • Литературное чтение;
  • Технология;
  • Окружающий мир;
  • Информатика и ИКТ;
  • Музыка;
  • Изобразительное искусство;
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • Физическая культура.

В комплект, кроме учебника, входят

  • программа с детальным описанием целей, задач по предмету;
  • тетради с печатной основой;
  • методические рекомендации к каждому курсу;
  • электронные материалы для учителя, учеников и родителей;
  • рекомендации по оценке результативности полученных знаний.

Фотогалерея фрагментов УМК «Гармония» с примерами формулировок заданий

Окружающий мир, 1 класс Технологии, 2 класс Окружающий мир, 4 класс Итоговая работа по математике, 1 класс

Преимущества

На уроках по программе «Гармони» теория изучается неотрывно от практики

Методика не теряет своей популярности среди педагогов, детей и родителей за счёт таких моментов, как

  • весь процесс образования строится на решении проблемных ситуаций (например, для определения значения синонимов в тексте на уроке чтения во 2 классе дети получают задание после прочтения текста сказки - «Почему автор использует слова «сказал», «поведал», «рассказал», а не только «сказал»?»);
  • всеобъемлющая методическая база с дополнительными материалами, помогающая в учёбе, подготовке к урокам и в работе родителей с детьми дома (как правило, те, кто осваивает программу «Гармония» используют интернет-ресурсы; к слову, есть даже решебники по предметам);
  • усвоение знаний происходит неразрывно с личностным развитием малыша (современные дети отлично знакомы с компьютером ещё до поступления в школу, так что занятия в компьютерном классе, задания с поиском информации в интернете - привычные виды работы, которые в традиционной методике часто игнорируются и не всегда из-за объективных причин отсутствия материально-технической базы);
  • проверенные приёмы для реализации индивидуального и дифференцированного подходов (проще говоря, если ребёнок хорошо поёт, то не стоит стыдить его за напевание песенки во время выполнения задания по математике, кроме этого, когда дети работают в группе, не нужно напрягать более слабого участника сложными «ролями», пусть лучше останется статистом, не будет активно участвовать в обсуждении, но зато он аккуратнее других запишет полученный результат на доске) - этот принцип активно используется и в других методиках («Школа 2100», «Перспективная начальная школа», «Перспектива» и др.);
  • помощь в выстраивании гармоничных отношений между одноклассниками, учеником и учителем за счёт методически грамотно построенного дидактического процесса (так или иначе, любая педагогическая программа ставит перед собой эту задачу, а вот её решение во многом зависит не только от содержания программы, но и от личности педагога, что важно вне зависимости от выбранной программы).

Недостатки программы

Как и в любой сфере образовательной деятельности, у «Гармонии» есть ряд недостатков:

  • желательна учебно-воспитательная подготовка ребёнка перед поступлением в класс (такие навыки, как работа в парах, решение простых математических заданий на сложение-вычитание в пределах 10, понимание различий между понятиями «звук»-«буква», помогут малышу в первые дни обучения по программе «Перспектива», а главное - ребёнок должен не бояться демонстрировать свои знания, иначе говоря, до поступления в «Гармонию» желательно посещение развивающих занятий);
  • расхождения между классическими приёмами традиционной системы образования и программой (так, например, на уроках математики дети начнут решать задачи лишь со второго класса, хотя выполнение контрольных и самостоятельных работ предполагается уже на первом году обучения, то есть малыши весь первый год решают примеры, что неблизко традиционным методикам, но вот понимание того, что есть контрольная/самостоятельная получают уже на первом году обучения - не такое уж и важное «опережение», по мнению многих методистов);
  • дополнительные задания «со звёздочкой», то есть повышенной трудности, не всегда рассматриваются на уроке, а ведь за счёт них и предполагается успешное развитие школьника - это существенный недостаток программы, по мнению методистов и родителей, которым волей-неволей приходится подключаться к выполнению подобных заданий дома (другими словами, малыш старается, решает, а учитель отмечает только сам факт «выпонил-не выполнил», так как «Гармония» на более подробную работу с такими заданиями не нацелена);
  • обилие теоретических заметок и недостаточное количество иллюстраций в учебниках делает УМК скучным - так считают некоторые родители (при этом такое оформление делает учебник универсальным для любого проявления методической смекалки педагога - он может придумывать свои сюжеты урока, подбирать актуальные для данного возраста иллюстрации и пр.), так что недостатком отсутствие яркости можно назвать лишь с позиции незнания той роли, которая отводится учителю в создании творческих уроков;
  • отсутствие последовательности в изложении некоторых материалов по предметам (например, по русскому);
  • возможные трудности у родителей, обучавшихся по классической программе, при оказании помощи в выполнении домашних заданий;
  • отсутствие преемственной программы в среднем звене (при этом сложность заключается не столько в содержательных моментах - тут как раз дети «тянут», сколько в способе рассуждений - решение проблемных заданий часто приходит в конфликт с привычным традиционным репродуктивным способом общения учителя-ученика - услышал - повторил, - то есть детям сложно приспособиться не к объёмам информации, а к способу её получения).

Промежуточные выводы: кому подходит «Гармония»?

Программа «Гармония» особенно подойдёт активному ребёнку, способному быстро переключаться с одного вида деятельности на другой

Проанализировав плюсы и минусы обучения по этой методике, можно сделать следующие выводы о том, что «Гармония» подходит деткам, у которых

  • интеллектуальное развитие на момент поступления в первый класс в норме или выше нормы;
  • есть навыки построения логических связей;
  • способность включаться и переключаться с одного вида деятельности на другой развита на высоком уровне (в связи с этим «Гармония» полезна для гиперактивных ребят, но при этом у них должны быть определённые понятия о дисциплине, то есть менять вид деятельности не «когда захочу», а когда учитель даст команду);
  • хорошо развита память и богатый активный и пассивный словари (тогда у ребёнка не возникнет сложностей в формулировании аналитических связей между явлениями, определении классификации, составлении обобщений, например, при объяснении, что общего между рядом героев сказок или ответе на вопрос о наборе качеств настоящего героя).

Особенности применения программы на практике

  • Учёт внешней структуры урока (последовательности этапов занятия) и внутренней (стадий решения конкретной задачи в задании, взаимосвязи набора дидактических задач).
  • Начало изложения нового материала происходит после выполнения заданий поисковых и творческих заданий, которые эвристическим методом подведут малышей к новой информации.
  • На каждом уроке обязательна совместная работа учителя и ученика, работа в малых группах, парах.
  • Задания должны быть вариативными (это оговаривается в самой формулировке некоторых заданий в учебнике - и ребёнок сам видит и знает, что есть задания на разный уровень знаний, то есть ему есть к чему стремиться; в то время как в классической методике вариативность отдаётся на откуп педагогу).
  • Школьники должны сами выявлять связи между изученным и новым материалом.
  • Повторение пройденного может носить не только контрольный характер, но и обучающий (если речь идёт об освоении новой темы учебного занятия).

Нюансы применения «Гармонии» в первом классе

Первоклассники часто не могут (вернее, боятся) высказывать собственное мнение, от этого возникает «торможение» на уроке. В этой связи на первом году внедрения программы «Гармония» перед учителем встаёт две задачи:

Введение программы требует особо внимательного отношения к работе с родителями

  • раскрепостить своих подопечных, дать им возможность почувствовать радость от получения правильного решения, принятого самостоятельно;
  • научить родителей правильно помогать малышам.

Что касается последнего, то довольно часто родителям сложно вникнуть в систему работы по программе «Гармония» из-за того, что сами они учились по классической программе. В связи с этим многие мамы и папы высказывают свои отрицательные оценки в адрес «Гармонии», что, как вы понимаете, не добавляет энтузиазма детям. Вот почему автор программы все учебники для первого класса снабдила целым набором писем-обращений к родителям, дабы упредить самые распространённые ошибки в реализации программы. И учитель должен обязательно обращать внимание мам и пап на эти письма.

Схема составления конспекта урока

Занятие по программе «Гармония» строится по такому плану:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (при необходимости фиксирование затруднений в деятельности).
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение выхода из затруднения (обычно в форме фронтального опроса, анализа увиденного/написанного, разбора этапов работы над конкретным заданием).
  5. Физкультминутка для глаз.
  6. Физкультминутка.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
  8. Рефлексия.

Примеры конспектов уроков по программе «Гармония»

Прокопьева Наталья «Конспект урока чтения во 2 классе по программе «Гармония». Г. Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» (фрагменты)

<…Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.
- Какое слово получилось? Назовите тему урока «Слова, слова, слова…»
- Как вы понимаете название нашего урока? Чему будем учиться на уроке?
Наблюдать за тем, как писатели умело, со вкусом пользуются словами, создавая свои произведения.
2. Знакомство с произведением Г. Цыферова «Как цыплёнок впервые сочинил сказку»
- Откройте учебник на странице 53. Прочитайте название произведения, имя и фамилию автора…>
<…3. Знакомство с текстом.
Чтение по цепочке.
4.Языковой анализ произведения
- Понравилась сказка? Чем?
- Ребята, вспомните, чему будем учиться на уроке? (повторить цель урока) Проведём небольшое исследование. У каждого на столе карточка № 1 с вопросами. Поработайте с ней, а потом обсудим результаты, которые у вас получились.
- Найди в тексте выделенные слова.
- Каким одним словом можно их заменить?
- А как лучше - как у автора или чтобы везде было слово «сказал»? Почему?
Итак, выделенные слова помогли точно представить картину, которую хотел передать нам Геннадий Михайлович Цыферов.
5. Игра «Где, чей домик»
- А вам понравились сказки про домики? Помните, что хотели домики? Хотите в них поиграть?
(Учитель говорит за автора, ребята в костюмах проговаривают слова героев)
6. Творческое задание
- А вы когда-нибудь придумывали сказки? Кто расскажет свою? (1–2 чел.)
- Остальные тоже могут попробовать себя в роли сказочника и сочинить свою сказку.
7. Физминутка
Озорной цыплёнок жил,
Головой весь день крутил:
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
Потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать:
Поднимать и опускать
Вверх, вниз, вверх, вниз!
Повернулся влево, вправо:
-Хорошо на свете, право!
А потом гулять пошёл -
Червячка себе нашёл!…>

Мы видим, что работа над темой идёт от постановки проблемы - дети сами раскрывают суть темы (такой приём в традиционной методике используется только в среднем и старшем звене), то есть до-текстовый этап. После прочтения дети не просто отвечают на вопросы к тексту, а анализируют языковой уровень произведения (поиск слов-обобщений). На этапе закрепления изученного учитель предлагает обобщить знания по ВСЕМ изученным сказкам, а не по одной конкретной, что, безусловно, даёт более широкое представление о морально-нравственных ценностях, чем если бы ребята делали выводы только по «Цыплёнку». Такая система работы над темой позволяет дать задание придумать собственную сказку, и не сомневаться, что опыта малышам хватит, ведь на уроке изучения нового материала им удалось повторить и обобщить уже изученное, проанализировать имеющиеся знания.

Быкова Светлана «Конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Гармония». Тема «Правописание удвоенных согласных в корне слова» (фрагменты)

<…VII. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
(тетрадь с. 62 № 462)
- Прочитайте слова. Выпишите только те слова, которые относятся к непроверяемым орфограммам.
- Буквы в каком научном слове объяснишь его происхождением? (словарь - слово)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
-Как вы думаете, так ли важно правильно писать слова с удвоенной согласной?
-Что изменится, если мы напишем не 2 буквы, а одну?..>

<…Запишите эти предложения в тетрадь и объясните свой выбор.
- Вы любите читать книги? Давайте посмотрим хорошо ли вы знаете героев любимых произведений.
- Запишите имена литературных героев.
-Знаете? как пишутся эти имена?
-Что общего в именах героев? (удвоенная согласная)
-Проверьте, правильно ли вы написали имена героев.
-Ребята, а кто бы хотел прочитать эти произведения?
-Куда можно обратиться? (в библиотеку)
IX. Рефлексия.
- Какую звёздочку знаний открыли сегодня на уроке?
-Можно ли в новых словах писать 1 букву?
- К каким орфограммам относятся эти слова?(к непроверяемым орфограммам)
- Продолжите фразы, предложенные Незнайкой:
-Я знаю…..
-Я запомнил….
-Я смог….
Задание на дом: тетрадь для ср с. 56 №57
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
-Покажите в тетради на линейке достижений…>

При формулировании темы учитель прибегает к постановке проблемной ситуации, а не просто пишет тему урока на доске. Более того, эта ситуация развивается из своеобразного опыта, который педагог предлагает детям (если мы будем писать одну букву вместо двух, что получится?). Следующий уровень урока - проведение опыта: дети пишут имена литературных героев, выясняют, где удвоенная буква. Учитель же не проверяет правильность написания, а предлагает это сделать самим ребятам (такой подход на уроке изложения нового материала традиционно не применяется!). При этом на этапе рефлексии дети не только делают выводы по теме урока, но и оценивают свою деятельность. Такая «объёмная» рефлексия из существующих программ присуща только «Гармонии». То есть дети учатся оценивать свою работу с разных позиций: и объективной, и субъективной.

Коломацкая Ольга «Конспект урока математики в 4 классе по программе «Гармония». Тема «Объём фигуры» (фрагмент)

Орг. момент
Сегодня мы откроем тайну –
Секрет математических чудес необычайных
Орешек знанья твёрд, но все же
Мы начинаем наш урок
И я хочу, чтобы каждый из вас
В конце урока мог сказать:
«Сегодня я искал, творил.
И знания новые открыл,
И то, что мне пришлось узнать, могу теперь я применять»
2.Актуализация знаний
Прочитайте выражения и найдите их значения
И (10 + 8) ·10
Н 900 –(3 ·100)
В 60 · 10: 6
И (700:100) · 10
Л (30:3) · 5
Е 100 - 800:10
Ы 7 · 8 · 10
Ч (200 +800) :10
Проверьте свои результаты. Расположите значение выражений в порядке убывания и расшифруйте слово.
Расшифруйте слово: ВЕЛИЧИНА
Что мы называем величиной? Величина - это то, что мы можно измерить и результат измерения выразить числом.
Всё, что можно измерить и исчислить (мат. физ.) (Словарь Ушакова.)
Какие способы измерения величин вы знаете (на глаз, с помощью измерения)
Что надо знать, чтобы измерить величину?
Назовите величины, которые вы знаете и их единицы измерения…>

Работа на уроке математике в этом примере ведётся в виде решения головоломки. Обычно такие задания используются в традиционной методике на уроках закрепления материала, обобщения. В данном фрагменте дети ищут значения выражений, чтобы найти ключевое слово для определения темы урока - структура гораздо более сложная, чем просто найти решение. Затем учитель реализует принцип наглядности: ребята находят значение полученного слова в словаре, то есть на математике учатся работать в том числе и с толковым словарём. И для подведения учеников к собственно теме урока (объём фигуры), педагог обращается к опыту детей вопросом о способах измерения и приборах для получения этих величин.

Рассмотренные фрагменты позволяют сделать такие выводы:

  • урок по «Гармонии» взывает не только к теоретическому, но и к практическому опыту детей;
  • занятие начинается с постановки проблемного вопроса, что позволяет ученикам сразу «включиться» в тему, а значит, меньше отвлекаться и баловаться;
  • активно используются межпредметные связи, более того, дети получают информацию из разных сфер деятельности в рамках даже одного этапа урока;
  • каждый урок завершается многоуровневой рефлексией, дети анализируют не только своё эмоциональное впечатление от урока, но и дают оценку ценности полученных знаний.

Видео. Урок математики. 1 класс. УМК «Гармония». Тема: «Число и цифра 3»

Балейский филиал

Государственного профессионального образовательного учреждения

«Читинский педагогический колледж»

УМК «Гармония»

(сообщение на МДК 04.01)

Выполнила: Дружинина Е.А.,

студентка 413 группы

Проверила: Юсова В.И.,

преподаватель психолого-

педагогических дисциплин

Учебно-методический комплект «Гармония» вступил в работу примерно с 2000 года и действует по сегодняшний день. Создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему.

УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора Н.Б. Истоминой.

В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем.

Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте реализованы:

Способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

Способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

Способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В данной программе есть свои особенности:

Направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения, на основе ограниченного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем;

Методическое воплощение основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, личностно-ориентированного подхода к процессу обучения);

Осуществление преемственности в обучении;

Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект «Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования.

Программа «Гармония» дает ученику:

Интеллектуальное, эмоциональное развитие;

Понимание ребёнком изучаемых вопросов;

Обеспечивает ситуацию успеха, снятие страха перед ошибкой;

Самостоятельность, уверенность, ответственность;

Развитие умения сопереживать, сочувствовать;

Гармоничные отношения с учителем, детей друг с другом.

Программа «Гармония» дает родителям:

Возможность оказывать ребёнку помощь по всем предметам;

Уверенность в успешном будущем обучении ребёнка.

Программа «Гармония» дает учителю:

Формирует новое педагогическое сознание, изменяет взгляд на образовательный процесс и ученика;

Расширяет возможности для творчества;

Помогает выстраивать гармоничные отношения с учениками и их родителями.

Программа «Гармония» содержит свои плюсы и минусы:

Плюсы:

1) Много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику, система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайда, это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика;

2) Представлена модернизация (обновление) школьного образования. Это одна из важных сторон развития общеобразовательной школы, где необходимо не только ориентироваться на усвоение знаний учащимися, но и развивать личность ребенка, его возможности;

3) Методический подход создает условия для понимания учеником изучаемых предметов, для комфортных (гармоничных) отношений между учителем и учениками, между учащимися;

4) Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.

5) Соблюдается баланс между интуицией и знанием.

6) Один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон.

7) Существенная опора на опыт ребенка.

8) Входящие в УМК «Гармония» учебники имеют вспомогательные методики, используя их, родители смогут самостоятельно изучить и объяснить своему ребенку какую-либо тему, если он ее пропустил.

9) В комплекте предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности.

10) Формируется ситуация успеха, она же создает в детях здоровую личность.

Минусы:

1) В математике (автора Истомина Н.Б.) задачи решают только во 2-м классе, а контрольные работы для всех классов предоставляются одинаковые. В данное время уже решают вопрос о введении контрольных работ с их соответствием программам.

2) Для того, чтобы учиться по программе «Гармония», ваш ребенок должен быть уже подготовлен заранее. А, например, по «Планете знаний» могут учиться все дети, даже с детсадовской подготовкой.

3) Вне зависимости от системы ученик может получить одни и те же знания, необходимые государственным стандартом. А задания с повышенной трудностью, которые принято считать только для развивающей системы, есть во всех комплектах, но эти задания не предполагаются обязательными при обучении.

4) В русском языке «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик - учебник плохо иллюстрирован, что не привлекает внимания ученика, правила очень теоритизированы и сложны для запоминания. Нет системы в изучаемом материале. Например, в 3- м классе дана тема - «Падеж существительного», и уделяется на нее 5 часов. Затем эта тема изучается уже подробно в 4-м классе. Как при этом определять падеж существительного в 3- м классе, это вопрос.

Принципы программы:

Организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

Организация продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

Формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы:

способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Букварь «Мои первый учебник», предназначенный для курса «Обучение грамоте», обеспечивает не только освоение первоклассниками элементарного чтения и письма, но и развитие их мышления, познавательных интересов, чувства языка, формирование фонетического слуха, орфографической зоркости, речевых и читательских умений, введение в мир детских книг, а также накопление опыта работы с учебной книгой.

Курс русского языка, представленный в учебниках «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у младших школьников языковых и речевых умений, их функциональной грамотности одновременно со становлением у них всего комплекса универсальных учебных действий.

Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.

Курс математики, представленный в учебнике, в процессе усвоения программного материала целенаправленно формирует все виды универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этому способствуют: логика построения содержания курса, разнообразные методические приёмы организации учебной деятельности младших школьников, система учебных заданий, направленных на выполнение учениками различных видов действий.

Особенностями содержания курса «Окружающий мир» являются: интегративный характер предъявления естественнонаучных, обществоведческих и исторических знаний; целенаправленное формирование УУД при освоении предметных знаний и умений.

Основной курс, представленный в учебниках «Технология», является предметная преобразующая деятельность, которая позволяет интегрировать понятийные (умозрительные), наглядно-образные, наглядно-действенные компоненты познавательной деятельности.

Курс музыки, представленный в учебниках «К вершинам музыкального искусства», имеет следующие особенности: развитие музыкального мышления школьников за счет освоения различных жанров музыки; отбор музыкального материала с ориентацией на шедевры мирового музыкального искусства, что помогает ребенку сформировать целостное представление о музыкальной культуре по её эталонным образцам.

Целью учебников «Физическая культура» является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия.

Целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

Приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;

Активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

Соблюдение баланса между интуицией и знанием;

Разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;

опору на опыт ребенка;

Единство интеллектуальных и специальных умений;

Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Практическое обоснование:

Вашему вниманию я предлагаю вам посмотреть комплект учебников, методические рекомендации по данной программе и конспекты уроков.