Творческая домашняя работа по математике как средство совершенствования самостоятельной деятельности учащихся.

Творческая домашняя работа по математике как средство совершенствования самостоятельной деятельности учащихся.

По новым федеральным стандартам творческая работа по технологии является обязательной частью образовательного процесса. Такая деятельность должна продемонстрировать те навыки, умения, которые были приобретены учащимся на уроках технологии. Благодаря такой работе они могут проявить свою индивидуальность. Кроме того, творческая работа по технологии помогает ребенку на практике воспользоваться теоретическими знаниями.

Зачем нужны проекты по технологии

Проекты по технологии как вариант обучения

Попробуем разобраться, что собой представляет творческий проект по технологии. Пример такой деятельности - создание деревянной табуретки. До того как приступать к непосредственной сборке изделия, участники проекта изучают теоретические вопросы (элементы изделия, варианты крепления деталей), уделяют внимание технике безопасности.

Табуретка своими руками

Проект «Табуретка» кажется простым только на первый взгляд. В реальности дело обстоит гораздо сложнее, ведь нужно подобрать оптимальные размеры ножек, параметры основания табуретки, чтобы получить не только красивое, но и устойчивое изделие. В проекте могут присутствовать элементы исследований, рефератов, докладов. Например, можно проанализировать, как менялась форма, внешний вид табуретки, проследить применение исходных материалов для ее создания. Творческая работа такого вида основывается на самостоятельности школьников.

Каждый творческий проект по технологии (пример можно привести любой: вышивка, резьба по дереву) направлен на сотрудничество учащегося и педагога. Уже в раннем возрасте у ребенка формируются первоначальные навыки профессионального мастерства, на их основе ребенок может выбрать и свою будущую профессию. В подобной деятельности сочетаются сразу несколько видов работы: парная, индивидуальная, групповая, коллективная. Учитель является консультантом, партнёром, координатором, а основная доля работы ложится на плечи самих учеников. Каждый творческий проект по технологии (примеры будут приведены ниже) побуждает ребят приобретать новые умения и знания. Работая над определённой темой, школьники получают конкретный результат, что положительно сказывается на их самооценке.

Проект "Мягкая игрушка"

Не все девочки любят шить, но все без исключения обожают мягкие игрушки. Для того чтобы соединить их любовь к мягким игрушкам с обычными уроками технологии, можно реализовать проект по изготовлению пушистого зайчика. Целью работы будет создание мягкой игрушки. Исходные материалы для работы - кусочки меха, нитки, иголка, наполнитель для игрушки, картон для выкройки. Проект подразумевает работу в группе. Одна девочка будет заниматься выкройкой будущего зайчика. Выкройку можно подобрать готовую либо сделать самостоятельно. В задачу второй рукодельницы входит соединение деталей. Еще одна участница проекта будет наполнять готовые детали мягким наполнителем. В завершающем этапе, в рамках которого будут соединяться между собой отдельные детали, принимать участие будут все девочки.

Примеры творческих проектов для девочек

Для того чтобы подарить на 8 Марта маме оригинальный подарок, необязательно тратить деньги, сделать его можно своими руками. Творческий проект «Открытка маме» предполагает создание красивой открытки в технике скапбукинга. На первом этапе девочки знакомятся с особенностями техники, рассматривают готовые изделия. Далее вместе с педагогом они ставят цель: сделать необычную и яркую открытку. Для достижения этой цели подбирают материалы: цветной картон, атласные ленты, фигурные дыроколы, половинки жемчуга. Далее намечается план действий, анализируется последовательность работ, распределяются обязанности между участниками проекта. Творческий проект по технологии - пример использования доступных материалов для получения оригинального результата. Предлагаем последовательность действий:

  1. Обычный картон сгибаем пополам, выбрав желаемый размер открытки (10 на 15 см, 20 на 25 см).
  2. Далее с помощью фигурного дырокола придаем открытке необычную форму, обрезаем края. Форму можно придать и с помощью имеющихся в свободной продаже.
  3. Приступаем к самому важному моменту - оформлению наружной части открытки. На этом этапе девочки смогут проявить свои творческие способности, придумать для декора бантики из атласной ленточки, необычные картинки. В качестве дополнительного штриха можно рассмотреть крепление половинок жемчуга.
  4. Пока одна группа занимается оформлением лицевой части открытки, вторая группа может продумать внутреннее содержание: текст, оформление. Самым простым способом будет распечатка на цветном принтере готового шаблона, но стихи или поздравление собственного сочинения будет гораздо приятнее для мам.
  5. На завершающем этапе проекта нужно приклеить к готовой открытке поздравление.

Такой проект обязательно сплотит девочек, поможет учителю решить массу проблем, связанных с межличностными отношениями подростков.

Пример индивидуального проекта по технологии

В качестве примера проекта, выполнять который должен один ученик, приведем вязание крючком. Для того чтобы изготовить вязаную сумочку, девочка сначала должна овладеть теоретическими знаниями. Учитель знакомит с методикой вязания крючком, помогает подобрать модель изделия, выбрать нитки. Месте с наставником рукодельница выбирает размеры изделия, вариант вязки, ее плотность. Второй этап проекта предполагает индивидуальную работу школьницы. Задачей педагога является периодический контроль качества получаемого изделия, а также помощь при появлении затруднений и сложностей. Конечным результатом подобного проекта должно стать готовое изделие - необычная вязаная сумочка.

Заключение

Педагог, применяющий в своей работе проектную технологию, соответствует тем требованиям, что предъявляются к нему в рамках перехода на новые стандарты образования. Именно в такой совместной деятельности с учениками формируются доверительные отношения, возникают все предпосылки для всестороннего развития личности ребенка. Попытки найти вместе ответ на поставленную педагогом задачу способствуют формированию коммуникативных навыков. Школьники, имеющие опыт работы над разнообразными проектами, не испытывают сложностей при обучении в средних специальных и высших учебных заведениях.

Учебная деятельность по ФГОС предполагает не простое заучивание теоретического материала, а отработку его на конкретных примерах. Плодотворнее сотрудничество в процессе работы между учениками и педагогом приводит к формированию умений ставить перед собой цель, искать рациональный способ ее достижения. Аналитические навыки, приобретённые на уроках технологии, помогут ребятам принимать быстрые и правильные решения в повседневной жизни. Проектный подход отличается гуманизмом, уважением к личности школьника, позитивным зарядом. Данная деятельность направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, решения проблемы адаптации в современном обществе.

Творчество является созиданием, которое порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблоном, банальности, тупости, косности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых произведений, при их выразительном чтении, переводе, особенно - в драматизации; в различных видах произведения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражения, самораскрытия личности ребенка.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал К.Д. Ушинский: «Язык народа - лучший, никогда не увядает и вечно вновь распускается цвет его духовной жизни, начинающейся далеко в истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем воплощается творческие силы народного духа… Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний.

Серьезная и трудная задача учителя - научить детей думать, размышлять обо всем, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения - развитие литературно-творческих задатков, языкового творчества, потребности и умение владеть богатствами родного языка .

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читателя. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия.

Одним из основных видов творческих работ является произведение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в произведении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему произведения. Продумать ее так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить свое мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно ученики пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником, поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Произведение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. В таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества .

Детское произведение является своеобразной формой самовыражения, самосознания ребенка. С помощью произведения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского произведения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Произведение, как и связная речь в целом, является разделом русского языка и литературы, отражением и результатом всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание произведения, поэтому любая новая тема - это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает образующим фактором, определяющим назначение произведения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, исключают любую возможность самостоятельного размышления над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.

Можно выделить две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие любого отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа - темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден осуществлять предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже в какой-то степени, содержания своего произведения. Например, «Пусть всегда будет солнце!»

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации языкового творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнения. Формирование творческих тем должно соответствовать ожидаемому результату: многоаспектным охватом действительности, проявления эмоционально-оценочного суждения, то есть затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

Яркую эмоциональную окраску носят произведения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые различные темы для написания произведений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Культура русского народа» и многие другие.

Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких произведениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чем они пишут. И это очень важно и с точки зрения воспитания.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, их нравственному воспитанию, формированию у них эстетического вкуса.

На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с четко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связанные с определенной лексико-грамматической темой, вызывать у учащихся потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств.

Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т.п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Именно на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, поскольку дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Все это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменного изложения прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Назначение текстов о культуре русского народа для различных видов диктантов и творческих работ заключается в том, чтобы дать практический материал по всем основным грамматико-орфографическим разделам программы по русскому языку.

Банк текстов предназначен для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее, вузе), для всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимосвязанные этапы:

Этап косвенной подготовки;

Этап непосредственной работы над произведением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

Этап работы над произведением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам) .

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

ОП. 01. Педагогика

Творческая работа по теме:

«Игра, как одна из форм организации

образовательного процесса в ДОУ»

Исполнитель: Славгородская Виктория, Группа 21ДО 44.02.01

Заочное отделение

Руководитель: Южакова О.Е., преподаватель

педагогических

дисциплин.


Камышлов, 2016

1. ПОНЯТИЕ - ИГРА 3

2. ВИДЫ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3

3. ИГРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство чрезвычайный период жизни ребёнка. В это период он впервые говорит «я сам» и становится деятелем. Одним из основных видов деятельности дошкольника является игра. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Обсуждение проблем игры не сходит со страниц педагогической и психологической литературы. Известны теории игры З. Фрейда, К. Грооса, К. Шиллера и Г. Спенсера, К. Бюлера, А. Сикорского, П. Лесгафта, К. Ушинского, Д. Эльконина, А. Усовой, в которых неоднозначно рассматривается происхождение, роль, функции и место игры в психическом развитии детей. А. А. Люблинская ещё в середине20 века обобщила основные достижения в области исследования игры ребёнка. И итог прошедшего столетия однозначен – без игры нет развития детей. Игра есть одна из форм практики ребёнка, одна из форм его деятельности. Игра, как и любая практическая деятельность, является формой познавательной деятельности, то есть средством и способом познания, при условии руководства ею со стороны взрослого. Научившись играть, ребёнок всё больше времени отдаёт играм, которые становятся самой любимой и желаемой для него формой деятельности, постоянно приносящей играющим большую радость. Игра есть форма активного отражения и практического анализа ребёнком воспринимаемой жизненной ситуации, деятельности и взаимоотношений людей в конкретных видах труда и в быту, поэтому игра имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер.

Актуальной является проблема игры и в современной дошкольной педагогике и объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Цель : изучить тему «Игра, как одна из форм организации

образовательного процесса в ДОУ»

Задачи :

    Раскрыть понятие - игра

    Рассмотреть виды игр и их влияние на развитие детей

    Игра в образовательном процессе

1. ПОНЯТИЕ - ИГРА

Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

2. ВИДЫ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1) Творческие (игры по инициативе детей);

дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры - драматизации.

Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом, создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новых знаний о предметной среде, задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления).

3. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, так как способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыта. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей

1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления о движениях характерных для того или иного образа, об окружающем мире (действиях людей, животных, птиц, который он отображает).

2. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностям и физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

4. Народные (созданные народом).

Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивается сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т. Д. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: «Курочка», «Кисонька», «Где же наши ручки?» это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Повышают интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Большое значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

3. ИГРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.

Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образовательного процесса в ДОУ, мы пришли к выводу , что игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Многолетний педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Поэтому чем разнообразнее и эффективнее воспитатель использует игры, тем богаче самостоятельная игра детей. Наблюдение за игрой и анализ ее содержания позволяет воспитателю наметить направления, по которым ему необходимо совершенствовать свою воспитательную работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2011 - № 3 – с. 74-80.

5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.

6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

10. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. - Москва: Теревинф, 2012. - 232 с.

11. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет /Светлана Миняева.-2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2013.-208с.

12. Подвижные игры народов Урала для детей дошкольного возраста / Сост. Крыжановская Л.А.. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2011г. – 36 с.

МБОУ «Углицкая СОШ»

Творческая работа

«Как говорят мои сверстники»

Челябинская область

Чесменский район

п. Углицкий

МБОУ Углицкая СОШ

6 класс 12 лет

Руководитель: Голощапова Галина Алексеевна,

учитель высшей категории

МБОУ «Углицкая СОШ» Чесменского района Челябинской области

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий»,- писал В.Г. Белинский.

Я согласен с высказыванием известного критика. Сколько слов можно найти для выражения мыслей, описания природы, да и просто для общения!

На уроке русского языка я узнал, что учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Например, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля имеет 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, а 4-томный словарь под редакцией Д.Н. Ушакова – 85 тысяч слов.

Но, к сожалению, последнее время мои сверстники совсем не интересуются богатством нашего родного языка, засоряют его различными иностранными словами, например, «хай», «бай-бай», «хелоу». Также к месту и не к месту используют бессвязные слова «типа», «короче», «как бы», что делает речь порой бессмысленной.

Если внимательно посмотреть на некоторые слова молодёжного сленга, то можно увидеть, что одни из них заимствованы из блатного жаргона («ксива», «мочить»), другие образованы сложением корней (чикфаер – «зажигалка»), третьи – просто от аббревиатур (чмо – «дурак», «тупица»). В нашей школе учащиеся используют в своей речи сокращённые слова: «матика» (математика»), «лит-ра» (литература»), «физ-ра» (физкультура).

Почему возникает молодёжный сленг? Я думаю, чтобы сделать свою речь непонятной для других, показать, что ты свой в компании, или это просто желание выглядеть взрослым.

А ещё мне кажется, эти слова часто употребляются моими сверстниками потому, что такие выражения вносят в язык особый «аромат»: скажешь «кайф», и становится понятно – это здорово, красиво, интересно, а скажешь «отстой» - значит всё наоборот.

Совсем недавно я услышал от моих одноклассниц новое (по крайней мере, для меня) слово «няша». « Он такой няша», - говорят они, то есть «милый», «прелестный». Открыв словарь Даля, прочитал, что «няша» - это грязь с тиной, вязкая жидкая топь. Ничего общего. Видимо, просто красивое слово взяли за основу, даже не узнав лексического значения.

Кстати, слова молодёжного сленга проникают и в речь взрослых, и в средства массовой информации. Например, я часто слышу такие слова, как тусовка (компания), калаш (автомат Калашникова), респект (выражение симпатии), фишка (что-то интересное, необычное).

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет успехов в учении и хорошего общения. В речи человека видна его воспитанность. Неразвитая речь, малый словарный запас, нецензурная лексика являются показателем неразвитости человека. Последнее время всё чаще в речи старшеклассников (а иногда и младших учеников) звучит бранная речь. Я считаю, это недостойно для человека, в конце концов, это просто некрасиво.

Развитие речевой культуры зависит от семьи, повседневного окружения. Мои родители, бабушка, дедушка имеют высшее образование, они очень любят читать. В доме у нас имеется неплохая библиотека, в которой много справочной литературы. И, когда мне что-то непонятно, я открываю энциклопедию или словарь и нахожу нужный ответ.

К сожалению, в нашем небольшом посёлке не очень много семей, где есть библиотеки или хотя бы полочки книг. Жаль. Ведь именно поэтому словарный запас многих моих сверстников скуден.

И закончить свою работу я хочу словами К. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

В настоящее время в обществе происходят существенные преобразования. Эти преобразования касаются как экономической, так и духовной сферы жизнедеятельности человека. Касаются они и сферы образования. Меняются нравы, идеалы, взгляды подрастающего поколения. Меняется и их отношение к окружающему миру, к людям, к школьному образованию. В связи с этим возникает необходимость целенаправленного изучения отношения современных школьников к обучению в школе. Мы рассмотрели лишь один аспект этой проблемы – отношение школьников к домашним заданиям по математике.

Целью является изучение изменений отношения школьников к домашним заданиям по математике в процессе использования творческих домашних работ.

Самостоятельная работа является одним из важных методов повышения успеваемости и улучшения качества знаний учащихся. Предпосылки развития самостоятельности не гарантируют успешное формирование у подрастающего человека этого качества. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Самостоятельность непосредственно связана и с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужно не только знание, опыт, мотивация, но и волевые усилия, напряжение.

Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.

Одним из видов самостоятельной работы является домашняя работа. Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Задание домой должно быть одновременно и привлекательным для учеников, и дидактически строго целесообразным. Если домашнее задание педагогически продумано, оно не только предусматривает дидактическую, обучающую цель, но непременно развивает и воспитывает. Наконец, домашняя учебная работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – все это является условиями формирования потребности в самообразовании. На уроке учитель, направляя действия школьников, стремится повышать степень самостоятельности учеников. Эта степень выше, в том случае, когда учитель только ставит задание, а ученики затем длительное время работают сами (пример – классное сочинение). Задания такого рода требуют достаточно высокой интеллектуальной самостоятельности. Однако если подобные ситуации единичны и не составляют системы, то для реальной жизни этого оказывается недостаточно. Одаренный ученик терпит поражение в жизни, так как ему не хватает силы воли, самодисциплины, чувства долга и ответственности или других черт характера, необходимых для самостоятельной деятельности не менее чем интеллектуальные предпосылки. На уроке развитие этих качеств может быть лишь намечено, но не реализовано полно, так как для этого необходимы постоянные осознанные действия ученика. А у него не редко нет выбора, когда, в какой последовательности, за какое время и какими средствами выполнять задания. Все это за него решено учителем и планом урока – должно быть решено, чтобы образовательные потенции урока не снижались.

Здесь кроется причина того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказаться от домашнего задания. Это требует от школьника умения правильно распределять свое время и планировать. Возникает ситуация нравственного испытания. Приходится преодолевать внутренние конфликты. Процесс преодоления закаляет волю. Закаляют и трудности в ситуации, когда никак не удается что-то выполнить, несмотря на все усилия, когда натыкаешься на “мертвую точку”, заставляющую опускать руки. Эти трудности естественны и необходимы для укрепления характера, точно так же как и чувство удовлетворения и гордость, когда “невыполнимое” задание все-таки преодолено.

Домашнее задание необходимо грамотно использовать в своей работе, и его положительные стороны не замедлят проявить себя. Во-первых, данное, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала. Во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему не заменимую с точки зрения самообразования ученика работу. В-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее. В-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему. В-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания. В-шестых, может помочь в сплочении классного коллектива. В-седьмых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

Важные познавательные и воспитательные функции имеют творческие, занимательные задачи и игры с математическим содержанием. Существуют разные формы развития творческих способностей на уроках математики: конкурсы, викторины, игры, соревнования, которые позволяют ученикам проявить свою смекалку, выдумку, находчивость. Проанализировав методическую литературу, передовой опыт мы выделили следующие виды домашних заданий:

  • задания на основе материалов газет, радио, телевидения;
  • ребусы, кроссворды, чайнворды, криптограммы;
  • текстовые задания (в игровой форме “Как стать миллионером”);
  • творческие сочинения, математические сказки, рассказы, стихи;
  • конкурсы, соревнования;
  • найди и выдели ошибку;
  • разработка задач различных типов по изученному материалу и т.д.

Изучение опыта обучения математике даёт основание сделать вывод о далеко ещё не использованных возможностях повышения эффективности учебного процесса. Эти возможности связаны главным образом с совершенствованием методики обучения, формированием и поддержанием у школьников интереса к изучению математики.

При использовании творческих заданий педагог обязательно должен придерживаться следующих правил:

  • творческие домашние задания должны быть регулярными;
  • задания должны быть и индивидуальными, и коллективными, состав групп желательно менять от задания к заданию с целью сплочения коллектива и выработки умения распределять обязанности внутри группы;
  • творческие задания должны использоваться на уроках либо при проведении внеклассных мероприятий (при этом обязательно упоминается автор работы);
  • задания должны оцениваться, а исполнители поощряться оценкой, или заметкой в стенгазете, или награждением на линейке и т.д.

Известно, что успех выполнения домашней работы зависит от качества урока, от тщательности подготовки учителя к заданию домашней работы и от качества проверки их выполнения. Таким образом, рассматривая основные способы задавания и проверки домашнего задания, можно провести следующую их типологизацию:

Задавание Проверка
По времени – в начале урока;
– во время урока;
– в конце урока
По качеству проверки – беглый осмотр;
– подробная проверк
По форме – устное;
– письменное;
– творческая работа;
– карточки;
– перфокарты
По времени – в начале урока;
– во второй половине урока;
– внеурочная
По подготовительной работе – с разбором (задания на изучение нового);
– без разбора (задания на повторение)
По осуществляющему проверку – взаимопроверка;
– самопроверка;
– проверка учителем
По степени индивидуализации – дифференцированное задание (для отдельных учащихся);
– задание типичное для всех учащихся
По типу – выборочная проверка;
– проверка всех работ учащихся;
– уплотнённая проверка
По виду – путём устного фронтального опроса;
– систематическое решение на доске;
– индивидуальная

На её основе были выделены пути совершенствования методики домашних заданий по математике. Рассмотрены нестандартные по форме и содержанию домашние работы, которые не только дают возможность закрепления материала, но и являются незаменимым средством стимулирования творческой деятельности, осуществления индивидуального подхода в обучении.

Чтобы показать важность рассмотренных творческих работ – следовало изучить отношение учащихся начальной школы к домашним заданиям по математике до и после проведения экспериментальной работы по совершенствованию методики домашних заданий. Для проведения массового опроса использовалась анкета с закрытыми вопросами

По завершению проведённой работы можно сделать вывод, что включение в домашнюю работу творческих заданий стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Выводы, сделанные после анализа результатов анкетирования, коротко можно представить в виде следующих тезисов:

  • содержание домашнего задания по математике должно продумываться с учётом возможности выполнения и большего интереса к работе со стороны школьников;
  • учитель должен обдумывать не только содержание домашней работы, но и варианты её задавания и проверки;
  • пути совершенствования методики домашних заданий по математике могут быть использованы как средство стимулирования самостоятельной деятельности учащихся.

Итак, проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это, как утверждают многие успешно работающие учителя, – разрешимые проблемы, и решать их для себя должен каждый педагог, потому что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня.