Эмоции у человека выступают как особый класс психический состояний, которые отражаются в виде позитивного или негативного отношения к окружающему миру, другим людям и прежде всего самому себе. Эмоциональные переживания определяются соответствующими свойствами и качествами, сформированные у объектов и явлений реальности, а также определенным потребностям и нуждам человека.
Термин «эмоции» происходит от латинского названия emovere, что означает движение, волнение и возбуждение. Ключевая функциональная составляющая эмоций заключается в побуждении к активности, вследствие этого эмоциональную сферу по-другому называют эмоционально-волевой.
На настоящий момент эмоции выполняют значительную роль в обеспечении взаимодействия организма и окружающей среды.
Эмоции это главным образом результат отражения человеческих потребностей и оценке вероятности их удовлетворений, которые основываются на личностном и генетическом опыте.
Насколько выраженно выступает эмоциональное состояние человека, зависит от значимости потребностей и недостатка необходимой информации.
Отрицательные эмоции проявляются в результате дефицита необходимо информации, которая требуется для удовлетворения ряда потребностей, а положительные эмоции характеризуются полным наличием всей необходимой информации.
На сегодня эмоции подразделяют на 3 главные части:
Относительно устойчивое эмоциональное состояние человека называют настроением. Сфера человеческих потребностей включает в себя социальные, которые возникают на основе культурных потребностей, что впоследствии получило название чувств.
Выделяют 2 эмоциональные группы:
К основным внешним проявлениям нарушения эмоционально волевой сферы относятся:
Нарушение эмоциональной сферы у взрослых пациентов выделяется такими особенностями как:
Наиболее распространенными формами расстройств эмоциональной сферы деятельности выступает депрессивный и маниакальный синдромы.
Клиническая картина депрессивного синдрома описывается 3 основными его признаками, такими как:
Стоит отметить, что именно первый вышеперечисленный пункт является ключевым признаком депрессивного состояния. Гипотомия может выражаться в том, что человек постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль. В отличие от установленной реакции, когда печаль возникает вследствие пережитого грустного события, то при депрессии человек лишается связи с окружающей обстановкой. То есть в этом случае пациент не проявляет реакции на радостные и другие события.
В зависимости от тяжести состояния, гипотомия может возникать с различной интенсивностью.
Мыслительная заторможенность в ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.
Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).
Зачастую маниакальный синдром проявляется в рамках аффективно-биполярного расстройства. В этом случае течение данного синдрома характеризуется приступообразностью, в виде отдельных эпизодов с определенными этапами развития. Симптоматическая картина, выделяющаяся в структуре маниакального эпизода, характеризуется изменчивостью у одного пациента в зависимости от стадии развития патологии.
Такое патологическое состояние как маниакальный синдром, также как и депрессивный, выделяется 3 главными признаками:
Аномальное повышение настроения характеризуется тем, что пациент не ощущает таких проявлений как тоска, тревога и ряда других признаков, характерных при депрессивном синдроме.
Психическая возбудимость с ускоренным процессом мышления возникает вплоть до скачки идей, то есть в этом случае речь пациента становиться несвязной, вследствие чрезмерной отвлекаемости, хотя сам пациент осознает логику своих слов. Также выделяет тем, что у больного возникают идеи собственного величия и отрицания вины и ответственности других людей.
Повышенная двигательная активность при данном синдроме, характеризуется растормаживанием этой активности с целью получения удовольствия. Следовательно, при маниакальном синдроме пациенты, как правило, потребляют большое количество алкоголя и наркотических веществ.
Для маниакального синдрома также характерны такие эмоциональные нарушения как:
Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.
Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие.
Систематический двигательный и речевой фактор игры позволяет раскрыть возможности ребенка и ощутить положительные эмоции от игрового процесса. Проработка различных ситуаций из жизни в игровой терапии позволяет ребенку значительно быстрее адаптироваться к реальным жизненным условиям.
Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.
Психодинамический метод также включает в себя:
Данные специфические воздействия зарекомендовали себя не только в отношении детей, но и взрослых. Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.
Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.
Главной целью профилактики нарушений эмоционально волевой сферы выступает формирование динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС. Данное состояние обуславливается отсутствием внутренних конфликтов и устойчивым оптимистичным настроем.
Устойчивая оптимистичная мотивация дает возможность двигаться к намеченной цели, преодолевая различные трудности. В итоге человек учится принимать взвешенные решения, основываясь на большом количестве информации, что снижает вероятность ошибки. Т. е. ключом к эмоционально устойчивой нервной системе является движение человека по пути развития.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.
Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.
Поговорим о самом распространенном признаке даного нарушения - агрессии у ребенка, разберем подробно: Причина агрессии у детей. Откуда агрессия у ребенка? Признаки агрессии у детей. Как происходит лечение агрессии у детей!
Проявления агрессии могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе, но чаще сверстникам. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
Агрессия у ребенка, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий. Детская агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемый восторг и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между родственниками и друзьями по школе, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность - это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают только как игру и получают от этого удовольствие, соответсвенно никакого физического насилия в ней нет. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью, но чаще всего происходит жесткий тактильный контакт.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Агрессивность у детей, пожалуй, самая важная проблема, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет из года в год.
Ребенок может чувствовать свои эмоции, но не всегда он способен осознать их и понять причины своего поведения. Но как правило родители слишком поздно замечают, что с их ребенком что то происходит. Зачастую признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают:
Если в семье родители в воспитании ребенка всячески подавляют его, соответственно ребенок просто начинает скрывать свои чувства. Но как мы можем догадаться они никуда не уходят, а копятся как снежный шар и в ближайшем будущем происходит «взрыв эмоций».
Агрессивный ребенок часто руководствуется страхом. Такой ребенок либо боится остаться в одиночестве, он думает, что никто не сможет его полюбить, никто не позовет его погулять и т.д. Все дети хотят, чтоб ими интересовались, звали с собой на любые мероприятия, говорили добрые слова. Того же желает ребенок, который просто пока еще не понимает, что агрессия еще больше отталкивает от него людей.
Соответственно, если родители не будут тянуться к ребенку, который проявляет агрессию и злость, тогда он может задуматься над тем, что другого сделать, чтобы родители его снова любили.
У детей есть свои уникальные причины агрессии. Если одного ребенка могут беспокоить «занятые родители», а именно конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время, а второго - банальная невозможность иметь дорогущие игрушки, которые приносят в школу и садик сверстники, то причин для агрессии у ребенка с не выявленным нарушением предостаточно.
Причины агрессии у ребенка могут быть скрыты под:
Не следует надеяться на то, что различные методы по лечению агрессии у детей стопроцентно устранят данное качество. Следует понимать, что жестокость мира всегда будет вызывать у любого здорового человека агрессивные эмоции. Когда человек вынужден защитить себя, тогда агрессия становится полезной. «Подставлять другую щеку», когда вас унижают или бьют, — становится путем к больничной койке. Таким образом, при лечении агрессии у детей помните о том, что вы помогаете ребенку справиться с его внутренними проблемами, а не с устранением его эмоции.
Групповая терапия является перспективным методом лечения агрессии у детей с поведенческими проблемами. У детей более младшего возраста получены положительные результаты на фоне терапии, направленной на достижение контроля над гневом. Обучение навыкам решения проблем включает моделирование ситуации, ролевую игру и практические занятия, помогающие детям более успешно строить межличностные отношения. Этот метод иногда эффективен для модификации патологического стиля взаимоотношений и поведения.
Хорошие результаты получены при применении программ для родителей, в рамках которых они обучались непосредственно установлению норм поведения в семье и разумных ограничений на нежелательные деструктивные формы поведения. В случаях пассивно-агрессивного поведения родителям предлагается, например, установить четкие ограничения и ожидания по отношению к ребенку и достигнуть соглашения с ребенком в отношении важных для него заданий и ответственности
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АГРЕССИИ У РЕБЕНКА И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВЫМ НАРУШЕНИЯМ!
Более подробную информацию вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602
(звонок по РОССИИ бесплатный).
Микротоковую рефлексотерапию для лечении агрессии и агрессивного поведения ребенка проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.
Педагог — психолог Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение
ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Бехтерева Наталья Владимировна
педагог – психолог
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
В наше время все чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько месяцев не посещают школу. Актуальность проблемы охватывает не только одну семью, но и общество в целом.
« Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью».
Мотивация бывает внутренней и внешней.
О внутренней мотивации можно говорить тогда, когда человек что-то делает просто ради удовольствия, интереса, достижения цели.
При внешней мотивации деятельность направлена на достижение каких-то целей. При этом они могут быть не связаны напрямую с характером этой деятельности - так, ребенок может ходить в школу не потому, что хочет учиться, а чтобы не ругали родители (принуждение и угроза наказания), за награждение, или для общения с друзьями. Внешняя мотивация – это стимулы, которые приходят к нам от других людей или обстоятельств. Что касается детей, то внешней мотивацией для них часто является принуждение со стороны взрослого. То есть, ребенок берется за учебу только потому, что его заставили, запугали, а вовсе не потому, что привили интерес к познанию нового. Развитие эмоциональной волевой сферы протекают параллельно с формированием мотивации и потребностей ребенка, и является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.
В процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Для правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основными причинами нарушений являются:
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений.
В дошкольном возрасте наблюдается, чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности.
В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
В настоящее время отмечается рост эмоционально – волевых расстройств.
Несформированность эмоционально-волевой сферы может проявляться на разных уровнях:
Эмоционально – волевые расстройства бывают двух типов:
Причины возникновения:
Психологическая травма (хронические стрессы, длительное эмоциональное напряжение);
— Гипер или гипоопека со стороны близких (особенно в подростковом возрасте);
— Психастения;
— Нарушение гормонального фона (гормональный дисбаланс);
— Острая нехватка полезных веществ (витаминов, минералов).
Эмоциональная несформированность (неустойчивость) может сопутствовать и некоторым соматическим заболеваниям (сахарный диабет, сосудистые и органические заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы).
Наиболее яркими проявлениями расстройства эмоциональной сферы являются депрессивный и маниакальный синдромы.
При депрессивном синдроме можно наблюдать три основных признака у детей и подростков:
Ребенок постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль,
проявляет реакции на радостные и другие события.
В ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.
Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).
При маниакальном синдроме, так можно наблюдать три основных признака:
Нарушение эмоционально – волевой сферы у детей и подростков необходимо лечить комплексно, учитывая психологическую и физиологическую симптоматику.
Школьный психолог проводит комплексную психодиагностику обучающегося (используются методики и тесты для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей: арт- терапевтические методики, цветовой тест Люшера, шкала тревожности Бэка, опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), тест школьной тревожности Филипса).
Коррекция дисгармоний в развитии личности ребенка, научить правильно, реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства, научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения.
Консультативная работа с родителями или лицами их заменяющими, с ребенком.
Врач – невропатолог (поможет лечить неврологические нарушения, проводится диагностика, назначение медикаментозной терапии, для формирования динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС).
В том числе и другие специалисты узкого профиля (врач – эндокринолог, врач – психиатр).
Комплексное и своевременное лечение у детей и подростков помогают полностью устранить симптомы заболевания. Именно поэтому основная роль отводится именно родителям.
Анализируя опыт врачей, психологов, педагогов, можно дать следующие рекомендации по работе с эмоционально – волевой сферой у детей и подростков:
Профилактика эмоциональных состояний у детей и подростков в образовательном учреждении следующая:
— Знание семейной обстановки и предрасположенность ребенка к невротическим реакциям.
— Благожелательная атмосфера на уроке, смягчение эмоционального дискомфорта (педагог должен постоянно подкреплять успех ребенка, стимулировать его к выполнению деятельности подсказками, одобрениями, похвалой, постоянной констатацией успеха).
— Повышение активности и самостоятельности у учащихся.
Коррекция самооценки, уровня сознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
— Выбор правильного стиля общения.
Вовлечение в активные творческие формы деятельности (содержательная оценка ее результатов, всяческое подчеркивание достижений и ряд других средств должны способствовать повышению успеваемости детей с неврозами).
— Повышение самоконтроля педагога.
— Двигательная разгрузка детей, уроки физической культуры.
Литература:
Эмоционально — волевые нарушения у детей и подростков, психологическое сопровождение
«Нарушения эмоционально-волевой сферы детей и подростков»
Нарушение эмоциональных реакций
(острые аффективные реакции)
Острыми аффективными реакциями обозначаются состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психическими травмами или кризисными ситуациями. Длятся от нескольких минут до 1 – 2 суток. При острых аффективных реакциях в некоторые моменты тяжесть аффекта приближается к такому уровню, что ребенок не управляет своими действиями и не дает себе отчета об их последствиях. Однако, психотического уровня аффект никогда не достигает (не страдает ориентировка в окружающем мире, отсутствует последующая амнезия, способность управлять своими действиями не утрачивается полностью). Следует разграничивать острые аффективные реакции и психопатические. Особенно в подростковом возрасте такие реакции не редкость, и это не служит признаком формирования психопатии.
Агрессивная (экстрапунитивная) реакция.
Проявляется в виде разрушительных действий в отношении обидчиков, «вымещении злобы» на случайных лицах или попавшихся пол руку предметов.
Аутоагрессивная (интрапунитивная) реакция.
Проявляется нанесением повреждений себе и покушениями на самоубийство. При аутоагрессивной реакции чаще всего не бывает демонстративных замыслов, все действия направлены на разрядку аффекта. Болевая чувствительность на высоте аффекта снижена, боли в этот момент не чувствуют. На высоте аффекта ребенок плохо оценивает действительность, он просто «хочет с собой что-нибудь сделать». Желание умереть бывает мимолетным и малоопределенным, не предпринимается никаких действий, чтобы обезопасить попытку. Наблюдаются у психиатра.
Импунитавная аффективная реакция.
Аффект разряжается бегством из психотравмирующей ситуации, а не агрессией в отношении других или себя. Такие побеги у подростков ситуативно-обусловленные (страх наказания, жестокое обращение, отвержение и угрозы со стороны сверстников). Поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься. Чаще встречается у подростков мужского пола.
Демонстративная реакция.
Крайнее аффективное напряжение, вызванное обидой на эмоционально значимых лиц, страхом предстоящего наказания, страхом быть униженным, отвергнутым, разоблаченным. Во время аффекта совершают ряд поступков, чтобы пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Чаще используют изображение попыток покончить с собой, в некоторых случаях вызывают у себя какие-то (не опасные для жизни) болезни. Демонстративные реакции могут проявляться нарушениями поведения (притвориться пьяным, принять токсическое вещество, чтобы изобразить из себя наркомана, демонстративные кражи, побеги), поступки адресованы близким, чтобы вернуть утраченную заботу и внимание. Наблюдается у психиатра.
Вторая фаза агрессивных реакций.
Вслед за агрессивной реакцией часто наступает истощение, вялость, апатия, раскаяние, самообвинение, но в некоторых случаях может появиться эйфория, длящаяся до нескольких часов (обычно, если аффект быстро разрядился).
Нарушение выраженности (силы) эмоций
Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным чувством (чаще при психопатиях). Высокий уровень сензитивности – свойство аутентичных личностей и маленьких детей. Сензитивные личность плохо понимают, какие чувства испытывают. Они путают в себе страх и злость, гнев и обиду, печаль и растерянность, их эмоции не используются для принятия решений и не понимают, что у каждой эмоции есть своя роль в коммуникации и своя причина возникновения. Сензитивная личность испытывает трудности с осознанием своего внутреннего мира. Не понимает свои потребности, не знает, чего хочет от себя и от жизни. Сензитивная личность постоянно испытывает тревогу, но не осознает этого. Если не работать с чувствами тревоги, обиды, правильно не проживать сложные жизненные ситуации, сензитивность может перерасти в акцентуацию характера или психопатию.
Эмоциональная холодность – ровное, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости (чаще у психопатов при шизофрении). От холодности эмоционального восприятия страдают близкие, любящие люди. Неспособность распознавать свои чувства и эмоции, выражать их называется алекситимией (более характерна для мужчин). Холодность в эмоциях связана со стереотипами воспитания. Ребенок, не получивший родительского внимания и тепла, нелюбимый родителями, скорее всего, будет холоден со своим ребенком, будет скуп на эмоции и будет отвергать проявление любви. Психика здорового, адекватного человека с помощью эмоциональной холодности может защищаться от эмоционального истощения (синдром эмоционального выгорания), но такие периоды бывают непродолжительными и редкими.
Эмоциональная тупость (аффективная тупость, эмоциональное обеднение) – слабость, обеднение эмоциональных контактов, оскудение чувств, вплоть до безучастности (чаще при шизофрении). Проявляется в чрезмерной холодности к людям, отсутствии искреннего сочувствия и сопереживания даже к близким людям. Причиной эмоциональной тупости по отношению к людям являются серьезные нарушения психики, вызванные физиологическими или органическими патологиями коры головного мозга.
Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бледными. Преимущественная эмоция – равнодушие. (проявляется при шизофрении, грубых органических поражениях головного мозга, при депрессии). Причинами могут быть: наследственность, эндокринная дисфункция, стресс, прием лекарственных препаратов, хронические заболевания, ПМС у женщин, нереализация творческих способностей, алкоголизм, наркомания, пожилой возраст, эмоциональное выгорание. Признаки: абулия, общее снижение психической активности, паралич эмоций, малоподвижность, неразговорчивость, заторможенная речь, провалы в памяти и сбои в мышлении. Выход из апатии зависит от заболевшего.
Нарушение адекватности эмоций
Эмоциональная амбивалентность – одновременное сосуществование противоречивых эмоций, в связи с непоследовательностью мышления, обусловливающее неадекватное поведение (чаще при шизофрении). Их противоречивые переживания, отношения и реакции сменяются очень быстро и абсолютно немотивированно.
Эмоциональная неадекватность – возникновение эмоций, не соответствующих качественно и содержательно вызывающему ее раздражителю, парадоксальность эмоций (например, с грустным лицом рассказывает о приятных впечатлениях). Чаще встречается при шизофрении.
Расстройства волевой сферы.
Гипобулия – ослабление воли (лень). Недостаток энергии, побуждений, интересов, сопровождающееся регрессом мотивов. Больной не способен мобилизовать себя, начать и довести до конца выполнение различных задач, ограничивается общение, снижается уровень произвольного внимания. Крайняя степень – абулия (полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности, безучастность к окружающему, обездвиженность). Встречаются при соматических заболеваниях, органических или травматических повреждениях головного мозга, шизофрении, старческом психозе, невротических расстройствах, депрессиях.
Гипербулия – патологическое повышение волевой активности, усиление интенсивности влечений и желаний, упорство в достижении целей любыми способами, не смотря на внешние условия и собственные возможности. Усиление волевых функций характеризуется приставкой «псевдо», так как носит лишь внешний характер (суетливая псевдоделовитость). Встречается при паранойяльных состояниях, эпилепсии, в рамках СДВГ.
Парабулия – извращение, расстройство влечений, стремление к удовлетворению инстинктивных влечений. При парабулии повторяющиеся приступы влечений противоречат интересам самого человека. Формы парабулии очень разнообразны – употребление в пищу несъедобного, нанесение себе увечий, половые извращения, бродяжничество, поджоги, бесцельные кражи, манерность, гримасничание, вычурная мимика, жесты, поза. Реальные побуждения определить невозможно, а все объяснения своего поведения больным парабулией носят формальный характер. Встречается при психических заболеваниях (шизофрения, умственная отсталость, эпилепсия), при органических поражениях головного мозга, психопатиях.
Группы волевых расстройств (Л.О.Пережогин)
Расстройство волевых действий – неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не очевиден. Это расстройство прогностической функции, неспособность мотивировать себя на длительный труд. У них часто возникает потребность делать все наперекор. Часто нарушается у психопатических личностей, с истерическим радикалом.
Расстройство сознательного преодоления препятствий на пути к цели. Сознательному преодолению мешают физические помехи, сложность действия, социально заданные условия. Встречается при психопатии, шизофрении.
Расстройство преодоления конфликта – клиническое нарушение способности осуществлять выбор. Либо избегают делать выбор, пуская дело на самотек, либо перекладывают ответственность принятия решения на других, либо используют в качестве «третейского судьи» случай (подбрасывают монетку). Чаще встречается при шизофрении.
Расстройство преднамеренной регуляции. Нарушаются параметры действия (сила, скорость, течение), способность оказывать сопротивление рефлекторным действиям, возможность контролировать свои эмоциональные проявления. Сопротивление рефлекторным действиям (способность сознательно преодолеть боль, страх и другие состояния, которые влекут за собой рефлекторные моторные акты – одергивание руки, зажмуривание глаз).
Расстройство, сопровождающееся формированием автоматизмов и навязчивостей. Имеются навязчивые действия, мысли, которые принимаются без отчуждения, и которые воспринимаются как чуждые. Легко вырабатываются навыки автоматизированных действий, и контроль за ними утрачивается. Феномены «сделанности» отличаются утратой идентичности собственной личности и чувства свободы воли (импульс якобы приходит извне, и больной не может сопротивляться).
Расстройство мотивов и влечений. Нарушение переживания первичного, ненаправленного влечения, отсутствие естественного инстинктивного побуждения.
Развитие воли.
Для воспитания воли необходима постоянная, систематическая работа над собой, которую надо начинать как можно раньше. Считается, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности, через создание ситуаций, требующих преодоление препятствий и трудностей. Но это не всегда приводит к успеху. Большое значение для формирования волевой сферы ребенка имеет не только предъявление ему требований, но и контроль за их выполнением. С возрастом нужно увеличивать предъявляемые ребенку требования, учитывая возросшие возможности, но не превращая развитие волевой сферы в скучное и нудное занятие, чтобы жизнь ребенка не превратилась в непрерывное выполнение различного рода обязанностей. Чем меньше возраст ребенка, тем больше ему требуется помощи, чтобы преодолеть трудности в понимании конечного результата своей деятельности. Для выработки сильной воли необходимо научиться доводить начатое дело до конца и не допускать срывов (не бросать начатое дело).
Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности. Для этого необходимо определить систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует волевого умения, предусмотреть благоприятные условия, которые помогут в преодолении трудностей, использовать приемы самостимуляции волевых усилий (самоубеждение, чувство долга, самоободрение, саопризнание, самозапрещение), регуляция дыхания, приемы ПРТ – психорегулирующей тренировки.
Повышенная возбудимость или же, наоборот, пассивность свидетельствует о нарушении эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим возникает , общая гиперестезия, а .
Малышам в этот период очень сложно уснуть. Они становятся беспокойными ночью, часто просыпаются. Ребенок может бурно реагировать на любые раздражители, особенно, если он находится в незнакомой для него обстановке.
Взрослые тоже во многом зависят от своего настроения, которое может меняться по неизвестным, казалось бы, причинам. Почему же так происходит и что об этом важно знать?
Для соответственного развития в социуме, а также нормальной жизнедеятельности важной является эмоционально-волевая сфера. От нее многое зависит. И это касается не только семейных отношений, но и профессиональной деятельности.
Сам процесс является очень сложным. На его происхождение влияют различные факторы. Это могут быть как социальные условия человека, так и его наследственность. Данная сфера начинает развиваться еще в раннем возрасте и продолжает формироваться до подросткового.
Человек с рождения преодолевает такие типы развития:
Эмоции бывают разными…
Как и их проявления в жизни
Существует ряд причин, которые способны повлиять на развитие данного процесса и вызвать эмоционально волевые нарушения. К основным факторам следует отнести:
Наряду с этим можно назвать любые другие причины, которые способны вызвать внутренний дискомфорт и ощущение неполноценности. При этом ребенок сможет развиваться гармонично и правильно только в том случае, если у него доверительные отношения с его родными.
К эмоционально волевым нарушениям относятся:
При общем повышении воли развивается гипербулия, которая способна затронуть все главные влечения. Это проявление считается характерным для . Так, к примеру, у человека увеличится аппетит, если он находится в отделении, то будет сразу же съедать пищу, которую ему приносят.
Снижается как воля, так и влечения при гипобулии. В этом случае человек не нуждается в общении, его тяготят посторонние люди, которые находятся рядом. Ему легче наедине. Такие больные предпочитают погружаться в собственный мир страданий. Они не желают заботиться о родных.
Когда происходит снижение воли, то это свидетельствует об абулии. Такое расстройство считается стойким, а совместно с апатией составляется синдром апатико-абулического характера, который, как правило, проявляется в период конечного состояния шизофрении.
При обсессивном влечении у больного возникают желания, которые он способен контролировать. Но когда он начинает отказываться от своих влечений, то это порождает в нем серьезное переживание. Его преследуют мысли о потребности, которая не была утолена. К примеру, если у человека есть страх загрязнения, то он будет стараться не так часто мыть руки, как ему хочется, однако это будет заставлять его мучительно думать о собственной потребности. А когда на него никто не будет смотреть, то помоет их тщательно.
К более сильным чувствам относится компульсивное влечение. Оно настолько сильное, что сравнивается с инстинктами. Потребность становится патологической. Ее положение доминирующее, поэтому внутренняя борьба прекращается очень быстро и человек сразу же удовлетворяет свое желание. Это может быть грубым асоциальным поступком, за которым последует наказание.
Воля является психической деятельностью личности, которая направлена на определенную цель или преодоление препятствий. Без этого человек не сможет реализовать свои намерения или решить жизненные задачи. К волевым нарушениям относят гипобулию и абулию. В первом случае волевая активность будет ослаблена, а во втором – отсутствовать вовсе.
Если человек сталкивается с гипербулией, которая сочетается с отвлекаемостью, то это может говорить о или .
Нарушается влечение к еде и самосохранение в случае парабулии, то есть при извращении волевого акта. Пациент, отказываясь от нормальных продуктов, начинают есть несъедобное. В некоторых случаях наблюдается патологическая прожорливость. Когда нарушается чувство самосохранения, то пациент может нанести себе тяжелое увечье. Сюда относятся и половые извращения, в частности, мазохизм, эксгибиционизм.
Спектр волевых качеств
Эмоции бывают разными. Они характеризуют отношения людей к окружающему миру и к самим себе. Существует много эмоциональных нарушений, но некоторые из них считаются неотложным поводом для посещения специалиста. Среди них:
К нарушениям эмоциональной сферы относят следующие патологические отклонения:
Нарушения эмоционально волевой сферы, которые наиболее выражены у детей:
Кроме этого, нарушение бывает с усиленной эмоциональностью и пониженной. В первом случае это касается эйфории, депрессии, тревожного синдрома, дисфории, страхов. При пониженной развивается апатия.
Нарушение эмоционально волевой сферы и расстройство поведения наблюдается у гиперактивного ребенка, который испытывает двигательное беспокойство, страдает неусидчивостью, импульсивностью. Он не может концентрировать внимание.
Такие сбои могут быть достаточно опасными, поскольку они могут привести к серьезному нервному заболеванию, которые за последнее время часто встречаются у детей до 16 лет. Важно помнить, что психоэмоциональный сбой может поддаться коррекции, если он был обнаружен на ранней стадии.
Выделяют как один из основных методов мягкой коррекции. Оно предусматривает общение с лошадьми. Такая процедура подойдет не только для детей, но и взрослых.
Ее можно использовать для всей семьи, что поможет ее сплотить, улучшить доверительные отношения. Это лечение позволит распрощаться с депрессивным настроением, негативными переживаниями, уменьшит тревожность.
Если речь идет о коррекции нарушений у ребенка, то для этого могут быть использованы разнообразные психологические методы. Среди них стоит выделить:
Любое заболевание или отклонение лучше постараться не допустить. Чтобы предотвратить расстройства эмоционально волевой сферы стоит прислушаться к таким простым советам:
Важно понимать, что многое зависит от тех, кто находится рядом. Не надо делиться своими переживания со всеми окружающими, но необходимо иметь такого человека, который поможет в трудной ситуации, поддержит и выслушает. В свою очередь родители должны проявлять терпение, заботу и безграничную любовь. Это и сохранит психическое здоровье малыша.