Презентация

Презентация "логоритмика и ее роль в формировании речевой компетенции дошкольников"". Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Муз. руководитель Кутузова И.С.

Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП России было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. (М.М. Кольцова)

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (аналог нашей сороки – белобоки) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токуазиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук.

Так, в процессе многолетней работы с речевыми группами детей, я пришла к выводу что: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев у ребенка отстает, то задерживается и его речевое развитие, и двигательное, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей существует не только слуховая, но и зрительная, тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить потрогав, показав что либо движение, поэтому дети часто заменяют им снова или дополняют их. Я пришла к заключению важности и необходимости пальчиковых игр и ритмодекламаций в развитии ребенка, и включении их в музыкальное воспитание детей нашего детского сада.

Песни, попевки, потешки для пальчиковых игр, написанные в увлекательной игровой форме, содержат яркий музыкальный материал, который доставляет радость воспитанникам.

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. В то же время пропевание потешек, стихов, с их четким ритмом, помогает улучшить у ребенка координацию движений, а координируя движения мелкой моторики ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, интонацию и ритм.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации в этом процессе неоцинимы. Они как бы отражают реальности окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе включения музыкальных пальчиковых игр в музыкальную деятельность я заметила, что у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, в более яркой форме пропевать знакомую песню, попевку.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации интересны ребенку не только в плане услышать новый стишок или песню, но они интересны для него тем, что он сам показывает в ней каждое слово жестом, как бы оживляет текст, осознает, почувствовав его через движения. Часто приходя на музыкальные занятия дети сами просят поиграть в полюбившуюся игру.

Ребенок сам включается в игру, очень важный для него вид деятельности в данном возрасте. Он представляет себя героем (кошечкой, ежиком, птичкой, снежинкой), действует, двигается, поет от лица героя, полностью перевоплощаясь в конкретный сценический образ. Даже если у ребенка что – то не получается, то он видит здесь не себя, а неумелого «котенка», «колючего ежика» и т. п. Это обстоятельство не сковывает ребенка, а напротив, увлекает его. Он помогает в процессе игры научить своего героя двигаться легко и умело, петь эмоционально, с увлечением. Это еще и психологический аспект, очень важный для стеснительных и закрепощенных детей.

Движения, в сочетании с пением позволяют ребенку в дальнейшем быстрее освоить и запомнить стишок, текст, песенку. Позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, части тела, что благотворно воздействует на все внутренние органы.

Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации развивают речь ребенка, двигательные качества и пространственное мышление, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), концентрируют внимание, развивают воображение, а так же воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность образа посредством пения и жеста.

Таким образом – развивая моторику рук мы развиваем мозг ребенка.


Консультация « Роль логоритмики в развитии речи».

«Занятия ритмикой, полные бодрости,

радости, чувства гармонии излучаемого

музыкой, наложат отпечаток на развитие

личности этих детей и возродят в них

чувства гармонического согласия

со всеми функциями организма».

Н. Г. Александрова

В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста, где основной задачей служит формирование навыков правильной устной речи.

Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Повышенный интерес у логопедов, учителей, психологов к коррекции речевых нарушений учащихся в 1-4 классах общеобразовательных школ испытывающих затруднения при чтении и понимании текстов, которые не могут быть устранены без помощи специалистов.

Педагоги, работающие в детском дошкольном учреждении, должны иметь общее представление об особенностях формирования механизмов устной речи ребенка и владеть различными методиками развития речи дошкольников, чтобы дети, приходя в школу, не чувствовали «дискомфорта», ведь большую роль в обучении играет правильная речь. Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон.

Далькроз, Александрова Н. Г., Збруева Н. П., Румер М. А., Ветлугина Н. А. и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции нарушенных функций, речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. Однако, сегодня не существует методики включения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста с общим нарушением речи в систему образования.

Во всех формах организации логоритмических занятий внимание воспитателя, логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми путем исследования различных функциональных систем детей с речевой патологией, их развития при наличии того или иного нарушения. Следовательно, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое - развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера. Второе - развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственных организаций движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
  • формирование и развитие кинестетических ощущений;
  • воспитание выразительности и грации движений;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • развитие певческого диапазона голоса;
  • развитие чувства ритма;
  • воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание умения перевоплощаться;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
  • воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Требования, предъявляемые к логоритмическим занятиям: занятия проводятся в группах детей не более 8 человек, 1 раз в неделю, продолжительность занятий у детей 2-3 лет 15-20 минут, 3-4 лет 20-25 минут, 4-6 лет 25-30 минут, занятия проводятся музыкальным руководителем и логопедом. Хороших результатов можно достигнуть только при совместной работе педагогов.

Практика показывает, что регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции . Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти . На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Счетные упражнения . Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

6 . Речевые упражнения без музыкального сопровождения . Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.

9. Развитие чувства темпа . Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

10. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.

11 . Игра на музыкальных инструментах . Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.

12. Пальчиковые игры . Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.

13. Упражнения на развитие мимики . Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).

14. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия . Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.

16. Коррекция звукопроизношения . На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. При проведении уроков учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Кроме огромной пользы ребёнку - занятия по логоритмике весёлые и увлекательные!

Заключение

Анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмическои деятельностью, поскольку она имеет большое значение для музыкального развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Логоритмические занятия развивают психические процессы - восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.

Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время - воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.

Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.

Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с. (Логопед в ДОУ).
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика- М.:Просвещение,1985.- 191с.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-З лет- М.: ТЦ Сфера, 2008. -128 с. - (Логопед в ДОУ).
  4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. (Программа развития.)


Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи" . Наибольшее их число фиксируется среди дошкольников. С сожалением приходится констатировать, что некоторые малыши не могут рассчитывать на своевременное оказание помощи в силу недоступности логопеда по ряду объективных причин. В таком случае развитие речи возлагается исключительно на родителей и сотрудников дошкольных учреждений. При этом стоит отметить, что находящиеся рядом с ребенком взрослые смогут справиться лишь с незначительными речевыми дефектами. Ожидать и требовать чего-то большего от воспитателя типичного детского сада было бы просто неразумно.

Как ни странно, самые высокие темпы развития речи зафиксированы на протяжении раннего детства. На последующих этапах данный показатель существенно ниже. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные психологами и лингвистами. Словарный запас годовалого крохи ограничен 8-10 словами, в то время как трехлетние малыши способны оперировать 1000 (!) слов.

Формирование речи входит в число приоритетных направлений развития дошкольников третьего года жизни. Дети концентрируются на расширении словарного запаса и улучшении качества произношения. Помимо этого, малыши осваивают навыки выстраивания словосочетаний и простых предложений, изучают интонационные особенности и знакомятся с различными темпами озвучивания слов. Каждая из перечисленных составляющих демонстрирует крохе многогранность и широту возможностей родного языка.

Основные понятия

Дети с диагнозом "нарушение речи" нуждаются в проведении специальных тренировок, направленных на развитие мыслительных навыков и фантазии, артикуляционной и общей тонкой моторики, а также коммуникативных навыков вербального и невербального характера. Разработанные упражнения учат дошкольников различать темп и ритм, закладывают основы для формирования волевых качеств и выдержки.

Логоритмика включает в себя широкий спектр упражнений, выполнение которых сопровождается проговариванием определенного текста. Данная методика способствует развитию речи и устранению дефектов, наблюдаемых на этапе становления речевого навыка. Таким образом можно сказать, что под логоритмикой подразумевается спектр заданий, игр и упражнений, основанных на возможности сочетания музыкальных мотивов, слов и движений.

Логоритмика помогает дошкольникам справиться с проблемами речевого развития. Что немаловажно, помимо совершенствования речи удается сформировать правильную осанку и укрепить мышцы. Также регистрируется повышение активности в сфере сенсорного и моторного развития. В качестве конечной цели рассматривается решение ряда задач, затрагивающих сферы оздоровления, образования и коррекции.

Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзные проблемы. К тому же научиться читать в семь лет...

Интенсивность процесса развития речи зависит от физической активности. Данное утверждение позволяет говорить о наличии тесной взаимосвязи между двумя на первый взгляд обособленными составляющими гармоничного развития малыша. В двигательных упражнениях речи присвоен статус подталкивающего к действию и контролирующего фактора. Основу логоритмики составляет стихотворная разновидность речи, в которой четко прослеживается определенный ритм. Специально разработанные упражнения учат дошкольников правильно дышать, знакомят на практике с многообразием темпов речи и развивают речевой слух.

Значительная часть родителей осознает важность раннего развития интеллекта малыша. Чаще всего взрослые стремятся усовершенствовать навыки чтения. Многие люди уверены в том, что востребованность методик раннего развития на протяжении последних лет свидетельствует в пользу их эффективности и полезности. Лишь тщательно приглядевшимся ученым удалось установить, что стремительное формирование навыков счета, письма и чтения затормаживает другие направления психомоторного развития, имеющие отношение к правому полушарию головного мозга. Наблюдаемые на данном этапе перекосы почти нереально исправить в будущем. Такая особенность подтверждает актуальность применения логоритмики как в пределах домашнего общения, так и в рамках детского сада. Для обучающихся по данной методике малышей характерно гармоничное и плавное развитие, показатели которого отвечают нормам возраста ребенка.

Особенности логоритмических упражнений

Логоритмика предполагает выполнение разноплановых упражнений. Помимо речевых разновидностей может быть задействована ходьба, подразумевающая регулярное изменение направления. В отдельную группу выделены упражнения, формирующие чувство музыкального ритма. Отлично зарекомендовали себя пение и выполнение действий, ориентированных на усовершенствование мелкой моторики. Некоторые из упражнений отвечают за развитие голоса, артикуляции или дыхания, в то время как другие способствуют активизации мышечного тонуса и повышению внимания.

Музыкальное сопровождение облегчает процесс выполнения упражнений. Закреплена за ним и эстетическая функция эмоционального окрашивания занятий. Простые на первый взгляд игры не только развлекают малыша, но и способствуют усовершенствованию двигательных навыков и развитию речевого аппарата. Примеры подобных игр приведены в специализированных печатных изданиях. При отсутствии последних всю необходимую информацию можно отыскать на просторах интернета.

Научное обоснование важности логоритмики

В наши дни многие светила науки и медицины осознают важность влияния двигательных навыков на формирование произношения. Факт наличия двухстороннего воздействия косвенно подтвержден появлением термина "филогенетическая связь". На этапе выполнения ритмических движений дошкольники обретают непринужденность, благотворно сказывающуюся на двигательных свойствах речевых органов. Более того, уровень развития тонких движений пальцев рук сказывается на степени развития речи.

Детей, которым не свойственно проявлять эмоции, называют аутистами. Они не осознают значение других людей, являясь асоциальными личностями. Но у детей...

Музыке на логоритмических занятиях отведена особая роль. Она рассматривается в качестве целебного инструмента, излечивающего душу и тело. Музыка выступает в качестве источника положительных эмоций. Приятные для слуха мотивы переводят организм в состояние позитивного эмоционального возбуждения, сопровождающегося тонизацией ЦНС и повышением внимания. Из других положительных моментов следует отметить улучшение обмена веществ, стимуляцию кровообращения и дыхания, а также повышение тонуса коры головного мозга.

Мышечная реактивность и моторика тесно связаны с музыкальным ритмом. Последний легко переходит в пластику, представляющую собой комплекс осуществляемых телом движений. Справедливость данного утверждения была доказана педагогом Эмилем Жак-Далькрозом (Швейцария), являющимся по совместительству общественным деятелем и композитором.

Третье десятилетие ХХ столетия ознаменовалось проникновением лечебной ритмики в коррекционные учреждения. В процессе изучения индивидов с речевой патологией особое место отведено слову, способному оказывать на людей ритмическое воздействие. На практике логопедическая ритмика выделилась в обособленную ветвь коррекционной работы. По сути это направление является разновидностью кинезотерапии, сфокусированной на преодолении речевых нарушений. Сочетающиеся с мелодией слова способствуют развитию и (при необходимости) коррекции двигательной сферы.

Детям со слабым слухом подходит фонетическая ритмика. Коррекция речевых нарушений осуществляется за счет выполнения упражнений двигательного характера, дополненных озвучиванием определенных словесных конструкций, отдельных звуков или слогов. В качестве конечного результата рассматривается правильно оформленная в фонетическом плане речь.

Работающие с дошкольниками воспитатели довольно часто руководствуются методикой музыканта и педагога Карла Орфа (Германия), настаивавшего на важности симбиоза движений, музыкального и словесного сопровождений.

Логоритмическая работа на протяжении суток

Наилучшие результаты по улучшению произношения среди дошкольников наблюдаются при условии приложения усилий со стороны каждого педагога ДОУ. Период пребывания ребенка в детском саду изобилует возможностями включения логоритмики в установленный распорядок дня:

  1. Звукоподражания и речевки могут стать неотъемлемой частью утренней гимнастики.
  2. Перед принятием пищи рекомендованы речевые игры.
  3. Чистоговорки, приговорки и потешки способны привнести нотку живости во многие режимные процессы, будь то подготовка к занятиям, умывание или предшествующие прогулке сборы.
  4. Динамические перерывы между занятиями целесообразно чередовать с логоритмическими паузами, организуемыми непосредственно в ходе занятий.
  5. Во время прогулки на улице или в стенах детского сада можно привлечь дошкольников к играм малой подвижности или подвижным играм, сопровождающимся пением.
  6. Также можно провести бодрящую гимнастику, разнообразив ее звукоподражанием.
  7. Соответствующий речевой материал может быть задействован на этапе проведения физкультурных занятий театрализованного характера.
  8. При наличии возможности желательно потратить время на организацию логоритмических досугов.

Основные направления развития дошкольников

Осуществляемая малышами музыкальная и речевая деятельность оказывает благотворное влияние на развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных функций. В последнюю группу вошли умение ориентирования в пространстве, внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Помимо этого, наблюдается появление и совершенствование черт, присущих гармонично развитой личности. В данном случае идет речь о доброте, проявлениях дружбы, склонности к самокритике и т.п. Положительные сдвиги фиксируются в игровой деятельности и эмоционально-волевой сфере. Также закладывается база артикуляционных движений и развивается мимическая мускулатура.

В определенный период своей жизни, а именно в младшем дошкольном возрасте, ребенок начинает стремиться к тому, чтобы с окружающими людьми обсуждать ра...

Особенности занятий в разрезе комплексно-тематического подхода

Игровые приемы и наглядность — два кита, составляющие основу комплексно-тематического метода. Концентрическое наращивание материала характерно для всех разделов лексических тем, рассматриваемых в течение года. Поражает обилие форм проведения занятий. Разнообразие привносят элементы фольклора, вовлекаемые в обучающий процесс сказочные персонажи, дидактические и сюжетные игры, совершаемые в воображении прогулки и т.д. Манера ознакомления ребенка с учебным материалом должна вызывать у дошкольника интерес. Тематическое, сюжетное и видовое многообразие провоцирует развитие связной речи, помогает сконцентрировать внимание на учебном процессе и настраивает детей на положительные эмоции, способствуя тем самым достижению высоких результатов.

Ограничения по возрасту отсутствуют. Ответственными за проведение логоритмических занятий могут быть назначены логопед, воспитатель либо музыкальный руководитель. Приветствуется систематичность. Что интересно, еженедельные занятия по логоритмике не исключают деятельности дошкольников, осуществляемой под руководством педагога на протяжении всего дня.

Педагогические принципы

Осуществляемая в пределах ДОУ логоритмическая работа базируется на ряде педагогических принципов:

  1. Опережающий подход помогает вычислить дошкольников с органическими и функциональными дефектами развития. Такие дети нуждаются в коррекционном обучении.
  2. Развивающее обучение подразумевает гармоничное развитие малыша.
  3. Систематичность зиждется на постулатах регулярности и непрерывности коррекционного процесса, невозможной без своевременного и правильного планирования.
  4. Полифункциональный подход базируется на одновременном решении группы коррекционных задач в рамках одного занятия.
  5. Этиопатогенетический принцип учитывает особенности речевого отклонения. При построении логоритмических занятий используется дифференцированный подход.
  6. Постепенное усложнение материала позволяет осуществить переход от простых заданий к более сложным. Поднятие на новую ступень возможно после закрепления развиваемых навыков.
  7. Эффективность наглядности объясняется наличием тесной взаимосвязи между всеми системами организма, анализирующими поступающую информацию доступными средствами. За счет этого дошкольники пополняют базу двигательных, зрительных и слуховых образов.
  8. Доступность подразумевает важность преподнесения материала с учетом особенностей речевых дефектов, физиологических и возрастных параметров ребенка.
  9. Проявляемые детьми активность и сознательность должны находить положительный отклик со стороны педагога, понимающего важность активизации познавательных процессов у дошкольников.
  10. Успешность основана на своевременности и качественности выполнения заданий, выданных с учетом возможностей конкретного ребенка.

Программа проведения занятий не является незыблемым ориентиром, требующим неукоснительного выполнения. Ответственность за изменение определенной части занятия возлагается на педагога, имеющего представление о способностях детей, их речевых особенностях и т.д. В некоторых случаях целесообразно введение упражнений из цикла артикуляционной гимнастики, в то время как при других обстоятельствах желательно сосредоточиться на проговаривании чистоговорок. Песенный репертуар может быть расширен за счет включения в него любимых детьми песен, а речевая часть дополнена знакомыми стихотворными строками. Аналогичный подход может быть применен и по отношению к материалам игрового формата.

Мне, как логопеду, в своей работе часто приходиться слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п.

Действительно, в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Не является исключением и город Зеленогорск. По статистическим данным, только около 15% новорожденных в нашем городе появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы жизни. Если к концу первого года жизни словарь ребенка составляет в норме 8-10 слов, то в три года – до 1 тысячи слов.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА .

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2007-2008 учебном году. Свою работу я начала с изучения методических рекомендации и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы .

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования .

  • Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы :

Пальчиковая гимнастика, песни и

стихи, сопровождаемые

движением рук.

Развитие мелкой моторики, плавности и

выразительности речи, речевого слуха и

речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения

ориентироваться в пространстве.

Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная)

гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов артикуляции,

развитие их подвижности.

Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и

дифференциации звуков,

фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы. Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления,

выразительности невербальных средств

общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.

В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику я включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих

игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения мы разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием я обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. И здесь мне тоже необходима помощь музыкального руководителя. Нами подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В занятия логоритмики я обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр я обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх я не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Я считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.

Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель, дефектолог и психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

В практическую работу по использованию логоритмики включились все логопеды нашего детского сада. При совместной работе творческой группы логопедов и музыкального руководителя в разработке тематического планирование были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.

При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания -
  • упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики –
  • упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  • развитие общей моторики –
  • динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  • развитие мелкой моторики -
  • пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

При разработке любого логоритмического занятия я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-

педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.

Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

Конспект логоритмического занятия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ Гимназия № 1404 «Гамма»

Дошкольное отделение «Вешняки»

Проект

По теме самообразования

Учитель-логопед - Клокова Ю. В.

Музыкальный руководитель - ИзнаироваО.Г.

2013-2014 учебный год

Москва

  • Паспорт проекта.
  • Введение (актуальность темы, мотивация выбора)
  • Основная часть (план работы над проектом, работа по реализации – описание проекта)
  • Результаты деятельности
  • Конечный продукт
  • Выводы
  • Приложения
  • Библиография

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта : «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»

Тип проекта : Исследовательский

Проблема : У ,

Гипотеза : В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой.

Цель :

Конечный продукт : Разработка банка мероприятий по логоритмической деятельности.

Объект исследования :

Предмет исследования :

Оборудование : СD диск с презентацией защиты темы самообразования.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии,в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

Сроки

Август - сентябрь

Выбор темы самообразования

Составление плана работы над темой

Декабрь

Изучение теории вопроса Определение формы работы и планирования деятельности по теме самообразования

Январь - апрель

Подготовка конспектов уроков самообразования

Конец апреля

Анализ работы и её практических результатов

Май

Подготовка отчёта и презентации о проделанной работе

Июнь

Защита проекта по самообразованию

ПРОБЛЕМА

У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы , недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы.

ГИПОТЕЗА

В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Стимулирование процесса речевой и психической деятельности детей посредством использования занятий логоритмикой.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.

Логоритмика представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Логоритмика полезна всем детям дошкольного возраста, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по развитию речи дошкольников.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач .

Оздоровительные задачи : укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи : формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи : воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи : развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.

В работе с детьми в логоритмике выделяют два основных направления :

1. Развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Принципы организации занятий

по логопедической ритмике

Принцип систематичности . Логоритмические занятия проводятся два раза в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности . При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.

Принцип всестороннего воздействия . Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».

Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике

Используются:

1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

2.приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: кубиков, массажных мячей и т.д.

3.Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения.

Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы:

  • объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей;
  • пояснение движения;
  • указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;
  • разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;
  • команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества;
  • образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.);
  • словесную инструкцию

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Структура и содержание занятий по логопедической ритмике

Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю . Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.

Основная часть занимает от 10 до 15 минут и включает в себя следующие виды деятельности:

  • Ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • Упражнения, активизирующие внимание;
  • Фонопедические упражнения;
  • Упражнения на развитие координации движения;
  • Упражнения на координацию речи с движением;
  • Упражнения, на координацию пения с движением;
  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • Упражнения формирующие чувства ритма;
  • Упражнения формирующие чувство музыкального темпа;
  • Упражнения на развитие мелкой моторики;
  • Ритмические упражнения;
  • Упражнения для развития творческой инициативы.
  • Чистоговорки;
  • Пение;
  • Слушание музыки для снятия эмоционального напряжения;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Игры (статические, малоподвижные, подвижные);
  • Коммуникативные игры;
  • Мимические этюды;
  • Хороводы;

Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
  • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • Развитие речевого выдоха;
  • Улучшение речевой памяти;
  • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
  • Развитиекоординации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ

Банк мероприятий:

  • Конспекты занятий по логопедической ритмике.
  • Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в образовательной деятельности.
  • Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ

  • Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.
  • Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
  • Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.
  • Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

Использованная литература:

  1. Киселевская Н.А. « Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми »- ТЦ СФЕРА-2004г.
  2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  3. Судакова Е.А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб.; Детство-пресс, 2013г.
  4. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
  5. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.
  6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
  7. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
  8. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
  9. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  10. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
  11. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
  12. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.

    Проблема У детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы. Недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы.

    Гипотеза В развитии речевой и психической деятельности дошкольников положительную роль играют занятия логоритмикой.

    Цель Стимулирование процесса речевой и психической активности детей посредством использования занятий логоритмикой.

    Объект Процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста. Предмет Логопедическая ритмика как средство развития и стимулирования речи и моторики у детей.

    Предполагаемый результат Дошкольники легче овладевают всеми компонентами речевого развития. Нормализуются психомоторные процессы

    Логоритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях стимулирования речевого развития дошкольников.

    Результаты деятельности Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения. Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания. Развитие речевого выдоха. Улучшение речевой памяти. Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений. Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

    Конечный продукт Конспекты занятий по логопедической ритмике Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в образовательной деятельности. Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста. Буклет для родителей: « Логоритмика - что это такое?»

    Выводы Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Создает положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

    Оценка уровня сформированности речевых параметров у детей раннего возраста (от 1,6 до 3 лет) по Н.П. Носенко Параметры речевого развития ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ НАЧАЛО ГОДА КОНЕЦ ГОДА НАЧАЛО ГОДА КОНЕЦ ГОДА НАЧАЛО ГОДА КОНЕЦ ГОДА Активная речь Словарный запас Фонематический слух Состояние артикуляционного аппарата Понимание словесных инструкций Просодика Мелкая моторика

    Динамика развития речевых процессов у дошкольников раннего возраста от 1,6 до 2 лет (1-ый год посещения, 32 ребенка)

    Динамика развития речевых процессов дошкольников раннего возраста от 2 до 3 лет (2-ой год посещения, 28 детей)

    Дыхательные упражнения

    Артикуляционная гимнастика

    Музыкальное упражнение на развитие мелкой моторики « Жили-были зайчики »

    Самомассаж кистей рук

    Речедвигательная игра

    Упражнения с массажными мячами

    Упражнение на развитие чувства ритма

    Библиография: Гоголева М. Ю. « Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г. Судакова Е.А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб.; Детство-пресс, 2013г. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г. Картушина М.Ю. « Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г. Мухина А.Я. « Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.

    Спасибо за внимание!!!