Машиностроительный комплекс российской федерации. Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса

Машиностроительный комплекс российской федерации. Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса

Машиностроение и металлообработка охватывает несколько десятков специализированных отраслей, сходных по технологии и использованием сырья. Кроме того, в состав этого межотраслевого комплекса входит "малая металлургия" - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Комплексы отраслей машиностроения рассматриваются в пределах государства, экономических районов, подрайонов и даже отдельных городов. Они являются сложными межотраслевыми образованиями, которые отличаются широким развитием связей на основе производственного кооперирования. Связи машиностроения с другими отраслями и межотраслевыми комплексами - это одно из важных условий функционирования хозяйственных комплексов экономических районов. Выпуская орудия труда для разных отраслей, машиностроения обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, реализует достижения научно-технического прогресса. Особенно важная роль принадлежит верстатобудуванню, производству вычислительной техники и электротехнической промышленности.

Машиностроительный комплекс Украины характеризуется сложной отраслевой структурой. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции все отрасли машиностроение делят на следующие основные группы: энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности и др. Каждая группа объединяет несколько отраслей, подобных за использованием сырья и технологией производства.

Функционально любой машиностроительный комплекс может быть расчленен по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и составление. Заготовка представлена специализированными предприятиями и в значительной степени разрозненными цехами небольшой мощности при машиностроительных заводах. Поэтому очевидно, что в машиностроительных комплексах отдельных регионов необходимо повышать концентрацию и углублять специализацию заготовительных производств. Благодаря этому достигается пропорциональность развития отдельных технологических стадий единого производственного процесса. Недостаточный уровень концентрации выпуска специализированных изделий является причиной того, что многие машиностроительных предприятий вынуждены производить их у себя с повышенными затратами труда и материальных средств. Учитывая это, необходимо соблюдать эффективного размещения предприятий машиностроения, рационального сочетания сборочных предприятий со специализированными заводами, которые выпускают узлы и детали для использования в машиностроении.

Размещение предприятий машиностроения зависит от многих факторов. Так, некоторые отрасли тяготеют к металлургическим базам в связи с высокой металлоемкостью их продукции, другие развиваются в районах высокой технической культуры с достаточным количеством квалифицированных кадров. Подавляющее большинство производств машиностроения сосредоточена в районах потребления готовой продукции. Последние имеют значительные преимущества по сравнению с другими районами, потому что в машиностроении затраты сырья на 1 т готовой продукции составляют в среднем 1,3-1,5 т, а затраты на транспортировку любой машины гораздо выше, чем затраты на транспортировку металла, используемого для ее производства. Поэтому довольно часто встречаются случаи, когда даже металлоемкие производства размещаются в районах потребления.

Оптимальные условия для развития машиностроительных комплексов состоят в тех районах, где источники сырья совпадают с местами потребления готовой продукции. При этом значительно сокращаются транспортные расходы на перевозку сырья (металла), машин и оборудования, устанавливаются прочные производственные связи между предприятиями машиностроения и черной металлургии. Отходы машиностроения широко используются металлургическими предприятиями, которые специализируются на выпуске тех сортов металла и литья, необходимые машиностроительным заводам.

Размещение машиностроения и формирования машиностроительных комплексов зависят от развития специализации и кооперирования. Благодаря этим двум формам общественной организации производства обособляются отдельные отрасли, достигается четкое разделение труда между предприятиями внутри отдельно взятой отрасли и между различными отраслями. На основе различных форм специализации производства можно выделить следующие группы отраслей машиностроения: 1) предметной специализации (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение и др.); 2) подетальной специализации (производство подшипников, запасных частей для различных деталей); 3) технологической специализации (производство литья, кузнечно-прессовых аппаратов и др, 4) производство ремонтных работ.

Функциональное назначение выделенных групп отраслей в корне отличается. Отрасли предметной специализации поддерживают широкие связи по сбыту продукции в виде готовых изделий. Поэтому предприятия этих отраслей имеют четко выраженную потребительскую ориентацию. Для отраслей технологической и подетальной специализации характерны производственные связи, на основе которых можно достичь обслуживание потребностей одного большого региона или нескольких регионов. Углубление подетальной и технологической специализации производства ведет к изменениям в размещении машиностроительных предприятий и развития производственного кооперирования. Увеличивается количество предприятий-смежников, которые обеспечивают работу главных заводов - интеграторов производства. Подетальная специализация получила широкое развитие в автомобиле-, тракторо-, комбайно-, приборостроении, радиоэлектронной промышленности и в других отраслях. В результате подетальной специализации предприятий-смежников растет доля полуфабрикатов в себестоимости готовой продукции главных заводов. При этом для машиностроения характерны производственные связи по линии кооперирования со многими отраслями промышленности, в частности с химическими производствами, предприятиями текстильной и лесной промышленности.

Необходимо отметить, что подетально и технологически специализированные предприятия-смежники часто размещаются в небольших городах и поселениях городского типа, чтобы рациональнее использовать трудовые ресурсы. Главные предприятия размещаются, как правило, в крупных промышленных центрах. Такой характер размещения, например, характерен для крупных промышленных агломераций - Киевской, Харьковской, Днепропетровско-Днепродзержинской, Донецко-Макеевской, Львовской, Одесской и др.

Характерной особенностью территориальной организации машиностроения является формирование локальных машиностроительных комплексов на основе кооперирования производства. Локальные комплексы возникают там, где промышленные предприятия объединены общностью транспортно-географического положения, производственной инфраструктуры и взаимными производственно-экономическими и производственно-технологическими связями. Некоторые авторы ограничивают территорию локальных комплексов рамками отдельно взятого города (территориально-промышленного центра), другие считают, что это образование может формироваться в пределах территориально-совместимых нескольких промышленных центров и пунктов. При этом в обоих случаях подчеркивается, что главным признаком комплексов является наличие прочных связей между предприятиями машиностроения, что способствует их взаимодействия.

Рассматривая машиностроительный комплекс, как сложное межотраслевое образование, необходимо придерживаться классификации всех отраслей за особенностями их размещения и степени расчленения технологического процесса. Выделяют такие группы объединенных отраслей: тяжелое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов; производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Группа тяжелого машиностроения охватывает производство металлургического, горного и подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин и генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделий. Предприятия тяжелого машиностроения имеют полный производственный цикл, включающий заготовку, механическую обработку и сборку готовых изделий. Подавляющее их большинство находится в металлургических базах или вблизи них, а в некоторых случаях ориентируется и на районы потребления.

Крупнейшим предприятием тяжелого машиностроения в Украине Новокраматорский завод (г. Краматорск Донецкой области). Здесь выпускается оборудование для металлургических заводов и для горнорудной промышленности, роторы для турбин, шагающие экскаваторы, прокатные станы, тяжелые металлорежущие станки. Вторым крупным предприятием в Донбассе Горловский машиностроительный завод, производящий оборудование для угольных шахт и другие сложные машины для различных отраслей горной промышленности. Центрами тяжелого машиностроения являются Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Мариуполь и др. Большинство заводов тяжелого машиностроения тяготеют к центрам производства металла и до потребителей готовой продукции.

Среди крупнейших предприятий энергетического машиностроения выделяется Харьковский турбинный завод, который является главным производителем турбин мощностью до 1 млн кВт. Мощное предприятие тяжелого машиностроения размещено в металлургическом центре Приазовья - Мариуполе. Здесь производят оборудование для металлургической и угольной промышленности, строительной индустрии, автомобильной и дорожной промышленности. Производство металлургического оборудования, тяжелых прессов, металлоконструкций сосредоточено в городах Приднепровья - Днепропетровске, Кривом Роге и Марганце. Немало центров выпускают оборудование для химической и нефтехимической промышленности. В частности, Сумское машиностроительное производственное объединение производит технологические линии для азотно-тукової промышленности, оборудование для компрессорных станций; производственное объединение "Большевик" в Киеве специализируется на производстве оборудования для переработки полимерных материалов; Дрогобычский долотный завод выпускает инструмент для бурения нефтяных и газовых скважин.

Необходимо отметить, что 85 % всей продукции тяжелого машиностроения выпускается в Донецкому, Приднепровском и Северо-Восточном (Харьковском) промышленных районах. Причем более 60 % ее производства приходится на Донбасс.

Группа общего машиностроения представлена предприятиями, занимающимися сборкой металлических конструкций и изготовлением крупных по размерам заготовок. К ней относятся такие важные отрасли: транспортное машиностроение (без автомобилестроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

Одна из ведущих отраслей - локомотивостроения. Главное предприятие - Луганский тепловозостроительный завод, что выпускает магистральные тепловозы. С ним кооперируется Харьковский завод транспортного машиностроения. Другие заводы осуществляют ремонт тепловозов и размещены, как правило, в крупных железнодорожных узлах.

В тесной связи с локомотивобудуванням развивается вагоностроение. Оно представлено заводами: в Мариуполе (металлические вагоны-цистерны), Кременчуге (Крюковский завод большегрузных полувагонов), Днепродзержинске (вагоны для перевозки руды и угля), Стаханове (промышленные вагоны).

Судостроение специализируется на строительстве судов различного назначения - морских, океанических, речных и комбинированных типов: танкеров, сухогрузных, дизель-електроходів, рыболовных траулеров. Крупнейшими центрами морского судостроения в Украине Николаев, Херсон, Керчь - важные порты Причерноморского района. Центром речного судостроения является Киев. Судоремонтная промышленность развита в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе, а также в Измаиле, Килии, Вилково (на Дунае).

Группа среднего машиностроения охватывает отрасли с высоким уровнем развития специализации и кооперирования производства. На размещение предприятий этой группы решающее влияние имеет фактор наличия квалифицированных трудовых ресурсов. К важнейших отраслей среднего машиностроения относятся: автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение.

После Великой Отечественной войны в Украине создано автомобильную промышленность. Выделяются специализированные автозаводы в городах Кременчуг (выпуск большегрузных автомобилей), Запорожье (завод малолитражных легковых автомобилей), Львов (автобусный завод и "Автопогрузчик"), Луцк (легковые автомобили с повышенной проходимостью), Луганск, Одесса, Симферополь (автоскладывания), Чернигов, Херсон, Краснодон (автозапчасти). В Киеве сосредоточено производство мотоциклов, во Львове - мопедов, Харькове - велосипедов.

Тракторостроение охватывает предприятия, выпускающие различные типы тракторов и двигателей для них, самоходных шасси, запасных частей, агрегатов, узлов и деталей к тракторам. Начало развития этой отрасли приходится на 1923 г., когда впервые были выпущены колесные тракторы на Токмакском заводе "Красный прогресс" и гусеничные на Харьковском паровозостроительном заводе. После ввода в эксплуатацию в 1931 г. Харьковского тракторного завода началось массовое производство тракторов. В Харькове есть и другие крупные заводы, связанные с тракторобудуванням, - "Серп и Молот", "Поршень", завод тракторных пусковых двигателей. Они производят узлы и детали к тракторам и кооперируются с тракторным заводом. Кроме Харькова, крупные предприятия по производству деталей и запасных частей для тракторов размещено в Чугуеве, Кременчуге, Киеве, Белой Церкви, Луганске, Виннице, Одессе.

Станкостроение размещается преимущественно в центрах развитого машиностроения с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими учреждениями. В Украине станкостроение лучше всего развито в Донецкому, Приднепровском и Северо-Восточном районах. Крупнейшие заводы станкостроения: Краматорский тяжелого машиностроения, Харьковский агрегатных станков, Киевский станков-автоматов, Львовский фрезерных станков, Одесский станкостроительный, Житомирский станков-автоматов и др.

Производство точных машин и механизмов, приборов и инструментов сосредоточено в районах высокой технической культуры, квалифицированной рабочей силы и достаточной обеспеченности трудовыми ресурсами. В этой группе машиностроение развито сборочное производство на основе кооперации различных предприятий. К важнейшим производствам относятся: выпуск телевизоров (Львов, Киев, Харьков, Симферополь), приборов и инструментов (Киев, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Одесса, Львов). Особое значение приобретает электротехническая промышленность, предприятия которой производят разнообразные машины и устройства, предназначенные для производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии. Мощнейшие предприятия сосредоточены в Харькове (заводы "Электротяжмаш", электротехнический, "Электромашина"), Запорожье (трансформаторный завод), а также заводы в Киеве, Полтаве, Львове.

При размещении предприятий машиностроения Украины ориентируются на: 1) крупные экономические центры, которые характеризуются наиболее благоприятными экономическими и природными условиями; 2) специализированные экономические районы и зоны; 3) определенные ячейки на ограниченной территории, где интенсивно идут процессы комплексообразования; 4) небольшие и средние города всех экономических районов страны. Вследствие размещения объектов формируется территориальная структура машиностроительного комплекса (рис. 2.6).

Территориальная структура меняется под влиянием технико-экономических, социально-политических и природных факторов. Интеграция и комплексообразования в машиностроении является причиной осложнения территориальной структуры производства, в частности формирование в экономических районах сложных функциональных машиностроительных комплексов межрайонного значения.

Сосредоточение машиностроительных предприятий может иметь вид машиностроительных пунктов, центров, узлов, агломераций и районов. Все они выступают элементами территориальной структуры машиностроительного комплекса. Простейшим по составу является машиностроительный пункт, в котором размещаются одно или несколько предприятий. Доля пунктов в общем производстве продукции машиностроительного комплекса незначительна.

В результате сосредоточения машиностроительных предприятий в средних и крупных городах формируются машиностроительные центры и узлы.

Если машиностроительный центр объединяет несколько средних или крупных машиностроительных объектов, выступают частями промышленного комплекса города, то машиностроительный узел - это система взаимосвязанных предприятий в одном или нескольких близ расположенных городах с общностью промышленного "сервиса" (единых инфраструктурных отраслей). Чаще всего машиностроительные узлы формируются на базе развития тех центров, в которых ма-

Рис. 2.6. в

шинобудування является профильной отраслью. Если концентрация предприятий машиностроения в узлах достигает наивысшего уровня на основе единой инфраструктуры, мощной производственной и научной базы, тогда возникает сплошной индустриальный ландшафт - машиностроительная агломерация.

Машиностроение становится доминирующим, оно определяет экономическую и социальную структуру агломерационного промышленного образования. В машиностроительных узлах и агломерациях Украины сосредоточено более двух третей машиностроения. Они являются объективной основой для отделения машиностроительных районов и районных машиностроительных систем. Районные системы является континуальними, то есть в их состав включаются все машиностроительные предприятия определенного района. Путем формирования таких систем в современных условиях можно упорядочить производственно-территориальные связи машиностроительных предприятий.

Среди крупнейших машиностроительных узлов выделяют: Харьковский, Киевский, Днепропетровский, Запорожский, Одесский, Львовский, Луганский, Краматорский и др. Машиностроительные районы охватывают значительные по площади территории. их выделяют в пределах нескольких административных областей, имеющих территориальную общность и характеризуются комплексностью развития машиностроения. Это, в частности, такие машиностроительные районы Украины: Северо-Восточный (Харьковский), в который входят Харьковская, Полтавская, Сумская области; Приднепровский (Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области); Центральный (Киевская, Черниговская, Житомирская, Черкасская области); Западный (Львовская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровенская, Закарпатская области), Подольский (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области); Южный (Одесская, Николаевская, Херсонская области и Автономная Республика Крым).

В машиностроительном комплексе, который определяет развитие и технический прогресс других отраслей экономики Украины, должна быть осуществлена структурная перестройка, прежде всего за счет приоритетных направлений промышленной и научно-технической политики в отраслях, характеризующихся высоким экспортным потенциалом. Однако за последние годы темпы производства машиностроительной продукции снижались. Большинство продукции оказалась неконкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках из-за высокой ее себестоимости.

Сложное состояние машиностроения и металлообработки выражает динамика объемов производства их продукции, которые в 2010 г. составили 34 % от ежегодного докризисного уровня. В 2010 г. все отрасли машиностроительного комплекса, кроме горношахтного и горнорудного, химического и нефтехимического машиностроения выпустили продукции больше, чем в предыдущем году (табл. 2.7).

Существующая структура машиностроения Украины характеризуется преобладанием металлоемких отраслей с недостаточным развитием наукоемких. Это негативно отражается на развитии машиностроительного комплекса, прежде всего на экономических показателях. Постепенное повышение эффективности и качества работы предприятий машиностроительного комплекса будет происходить путем структурной перестройки и совершенствования территориальной организации" формирование замкнутых технологических цепочек на территории государства и экономических районов.

С целью совершенствования территориальной организации машиностроительного комплекса необходимо особое внимание уделить формированию районных территориальных систем машиностроительных предприятий, которые связаны с межотраслевыми комплексами, которые являются приоритетными в период структурных преобразований в экономике Украины. В связи с этим приобретает решающее значение расширения производства машин и оборудования для газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Украины и оборудования для перерабатывающих отраслей АПК. Второе приоритетное направление заключается в развитии специализированных комплексов, которые могут производить продукцию для внешнего рынка и усилить роль украинской промышленности во внешнеэкономических связях. К таким комплексам относятся наукоемкие высокотехнологичные отрасли самолето-, судо - и приборостроения.

Таблица 2.7. в

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Машиностроительный комплекс - это объединение нескольких отраслей машиностроения, взаимосвязанных между собой различными факторами. Этот комплекс обеспечивает машинами самого разного рода и порядка как другие отрасли производства конкретной страны и зарубежья, так и жителей этой страны. Соответственно, этот комплекс является очень важным для каждой страны - чем лучше он функционирует, тем меньшей является зависимость экономики от импорта. Каждый машиностроительный комплекс обладает самыми разнообразными характеристиками, отличительными чертами, в его состав могут входить разнообразные отрасли, в различных процентных соотношениях распределяясь по разным регионам. Соответственно, вам необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как функционирует этот комплекс на территории Российской Федерации. На самом деле у этого комплекса имеются свои интересные характеристики и особенности, которые и будут описаны в данной статье.

Мировое машиностроение

Однако, несмотря на то что данная статья в целом будет посвящена именно Российской Федерации, необходимо сначала рассмотреть машиностроительный комплекс в мировом масштабе. В конце концов, российский комплекс является составляющей частью мирового, причем, как вы сможете вскоре убедиться, очень внушительной и важной частью. Первое, на что стоит обратить внимание, - это то, что машиностроительная отрасль является лидером среди всех остальных отраслей по общей стоимости выпускаемой продукции. Если речь идет о высокоразвитых странах, то там в сфере машиностроения может быть занято около двадцати пяти процентов людей, работающих в какой-либо промышленности. При этом доля продукции может составлять до сорока процентов. Естественно, в каждой стране свои показатели, и здесь речь идет о самых высокоразвитых в экономическом плане странах. Однако любое государство стремится в первую очередь развивать именно машиностроение, потому что этот комплекс может очень сильно повлиять на экспорт. В качестве примера можно взять Японию, где невероятно хорошо развит машиностроительный комплекс. И доля общей стоимости экспорта всей продукции, приходящаяся именно на продукцию машиностроительной отрасли, там составляет около шестидесяти процентов. Собственно говоря, ориентирами в этой области могут служить Япония, США и Германия - именно эти три страны являются лидерами по общей стоимости продукции, а также они являются лидерами по процентному соотношению машиностроительных товаров к общему объему производства. Вы уже знаете, что в Японии на машиностроение приходится 60 процентов производства, в то время как в США и Германии этот процент приблизительно равняется сорока.

Введение в российское машиностроение

Как вы уже могли понять, машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, в которых осуществляется деятельность по производству и ремонту самых разнообразных машин. Имеются в виду далеко не только автомобили, но и любое другое оборудование. Естественно, несложно догадаться, что в Российской Федерации данный комплекс является одним из ведущих. К сожалению, процент продукции, приходящийся на машиностроение, очень далек от тех показателей, которые демонстрируют лидеры рынка, о которых уже было сказано выше. Если говорить более конкретно, то машиностроительный комплекс России обеспечивает лишь двадцать процентов общей продукции страны. Однако причина кроется не в том, что этот сектор в России слаб - причина заключается в большом разнообразии продукции в РФ. Подтвердить это помогут статистические данные о количестве людей, работающих в машиностроении. На 2016 год в России числилось около 50 тысяч машиностроительных предприятий. На них было на тот момент занято более трех с половиной миллионов человек. Если брать соотношение с общим числом людей, занятых в какой-либо отрасли промышленности в стране, то получается около одной трети, то есть 30-35 процентов, приходящихся именно на машиностроение. Соответственно, из этого можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс России хоть и не является столь определяющим, как в Японии, Германии или Соединенных Штатах Америки, однако при этом остается очень важным для страны в целом.

Состав комплекса

Далее необходимо более детально разобрать состав комплекса в России. На самом деле сделать это довольно трудно, он очень крупномасштабен. Отрасли машиностроительного комплекса поодиночке перечислять нет смысла - этого не делают даже в учебных материалах. Чаще всего их объединяют в характерные группы, имеющие какие-либо общие черты и особенности. Конкретные названия отраслей обычно включаются лишь в специализированной литературе. Итак, на какие же группы разделяют отрасли машиностроительного комплекса России? В первую очередь, это тяжелое и энергетическое производство. Сюда можно отнести такие отрасли, как производство энергетического оборудования, производство горного оборудования, производство подъемно-транспортного оборудования, вагоностроение, турбиностроение, атомное производство и многие другие. Естественно, это не единственная группа, на которую стоит обратить внимание. Второй группой является станкостроение. Здесь самой выдающейся отраслью, на которую стоит ориентироваться, является производство станков - каждая отрасль будет описывать, какие именно станки в ее рамках производятся. Третья группа - это транспортное производство. Сюда относятся, например, автомобилестроение и судостроение, а также авиационная отрасль и даже ракетно-космическая. Следующая группа - сельскохозяйственное производство. Здесь имеется также немало разнообразных отдельных отраслей, таких как сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Также в отдельную группу выделяют машиностроение для легкой и пищевой промышленности - со своими подразделениями и отраслями. Ну и, конечно же, очень часто выделяется еще и группа точного машиностроения. Сюда относятся отрасли приборостроения, производство электротехники и так далее. Естественно, в различных источниках можно найти различное разделение отраслей на группы, но эти шесть групп встречаются повсеместно и считаются основными. Что ж, теперь вы знаете достаточно про отрасли машиностроительного комплекса России - пришло время перейти к рассмотрению его значения.

Значение комплекса

Каково же значение машиностроительного комплекса для Российской Федерации и ее экономики? На самом деле машиностроение играет очень важную роль в жизни России, о чем можно судить по статистической информации, предоставленной ранее, однако стоит более точно определить, какое значение имеет данный комплекс для экономики страны. Во-первых, машиностроительный комплекс обеспечивает техникой и оборудованием все другие комплексы, действующие на территории страны, благодаря чему они имеют более высокую эффективность, а также не приходится тратить лишние деньги на импорт заграничного оборудования. Соответственно, от уровня развития машиностроительного комплекса зависит и уровень развития всех других отраслей в стране, поэтому прилагается максимум усилий для того, чтобы этот комплекс в России не терял уровень, а только постоянно его набирал. Стоит также обратить особое внимание на то, что именно в машиностроительном комплексе осуществляется внедрение большей части новейших научно-технических достижений. Также не стоит забывать о гонке вооружений - в условиях современного мира безопасность страны (особенно такой страны, как Россия) выходит на первый план, а машиностроительный комплекс напрямую обеспечивает обороноспособность. Отдельно стоит упомянуть, что машиностроение, несмотря на то что оно составляет лишь двадцать процентов общего объема производства в стране, является самым крупным комплексом. Таким образом, его значение для России является очень высоким. Теперь вы знаете состав машиностроительного комплекса РФ и его значение для страны и ее экономики. Но это еще не вся информация, которую вы можете получить.

Технологический процесс

Если вы рассматриваете машиностроение, то вам обязательно необходимо обратить внимание и на технологический процесс производства, так как он является очень важным элементом общей картины. В случае с машиностроительным комплексом технологический процесс чаще всего подразделяется на три этапа - заготовку, механическую обработку и сборку. В некоторых случаях количество этапов может сокращаться - причиной этому является то, что зачастую конкретная машина или конкретный тип оборудования не производится полностью на одном заводе. Соответственно, один завод осуществляет подготовку одних деталей, другой - других, а третий осуществляет сборку готовой продукции. Это одна из отличительных черт машиностроительного комплекса России, так как тут очень сильно развиты движения специализации и кооперирования. В рамках специализации происходит распределение ответственности между различными заводами, а в рамках кооперирования - дальнейшее сотрудничество между этими заводами для достижения совместной цели. Это ключевые факторы машиностроительного комплекса Российской Федерации.

Технологические особенности: специализация

Специализация и кооперирование - это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов. Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, - это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый - это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй - это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий - это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид - это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

Технологические особенности: кооперирование

Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором - соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

География комплекса

География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры. Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны. Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ - там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям. Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.

Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе - судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе - авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе - авиастроение и судостроение.

Проблемы комплекса

Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное - развал Советского Союза нарушил кооперирование - различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось - были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

Машиностроительный комплекс в школе

Однако данная статья - это не первое место, где человек должен узнавать про машиностроительный комплекс России. 9 класс школы - вот, где впервые детям рассказывают о том, как обстоят дела с машиностроением в стране. Сейчас проходят работы по реформированию образования. Естественно, это влияет на то, как дети познают машиностроительный комплекс. География (9 класс) - раньше каждый знал, что именно тогда на этом уроке можно будет узнать о машиностроении. Сейчас это уже не обязательный факт. Однако при этом ни на грамм не снизилась важность, которую составляет для страны местный машиностроительный комплекс. 9 класс школы не должен ограничивать учеников в получении данной информации. Но не все еще потеряно. К счастью, везде можно найти учебники, в которых до сих пор рассказывается про машиностроительный комплекс. Урок 9 класса сохранился на бумаге, и там вы можете узнать о том, насколько великим был машиностроительный комплекс в СССР, и как Россия постепенно возвращает былое величие в этой сфере деятельности. Но и в данной статье в деталях было описано абсолютно все, что вам необходимо знать о машиностроительном комплексе в России - а эта информация является обязательной для каждого человека, который хочет обладать нормальным кругозором и считаться образованным. Ведь Российская Федерация до сих пор остается одной из сильнейших держав во всем мире, несмотря на серьезный удар в виде распада СССР.

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности - как по величине (около 1/2 всех занятых и около 1/4 валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции - необходимое условие прогресса во всем .

Отрасли машиностроения

Машиностроение - отрасль, чрезвычайно сложная по своей структуре. В статистике выделяются следующие отрасли машиностроения:

Энергетическое;

Металлургическое;

Горношахтное и горнорудное;

Подъемно-транспортное;

Электротехническое;

Химическое;

Производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования;

Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования;

Станкостроительная и инструментальная промышленность;

Приборостроение;

Автомобилестроение;

Тракторостроение;

Сельскохозяйственное машиностроение;

Машиностроение для животноводства и кормопроизводства;

Строительно-дорожное машиностроение;

Авиастроение;

Судостроение;

Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности и ряд других.

Машиностроительный комплекс потребляет 40% черных и основную часть цветных металлов. Поэтому предприятия, производящие металлоемкие машины и оборудование (например, металлургическое), тяготеют к районам производства металла. Другие отрасли машиностроения (и их большинство) в большей степени тяготеют к районам сосредоточения квалифицированной рабочей силы. Но и тем, и другим крайне необходимо удобство транспортных связей, поскольку для предприятий машиностроения характерно широкое развитие как специализации предприятий (подетальной - на выпуске отдельных узлов, предметной - на выпуске готовых изделий и технологической - на выполнении одной из операций), так и ее обратной стороны - кооперирования (связей между предприятиями, совместно выпускающими готовую продукцию). Например, современные крупные автомобильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющими «по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроительные заводы и авиационные заводы - с тысячами межников. Поэтому главное условие успешной работы машиностроительных предприятий - бесперебойное снабжение их всем необходимым.

Рассмотрим теперь размещение отдельных отраслей машиностроения. Для «тяжелого» (металлоемкого) машиностроения характерно размещение вблизи металлургических баз и районов потребления продукции. Так производство оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности сосредоточено на Урале, в меньшей степени - в Сибири (например, экскаваторный завод в Красноярске, предназначенный выпускать технику для разработки углей Канско-Ачинского бассейна). Крупнейшим заводом является «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускающий прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и так далее.

Еще один сгусток таких предприятий представлен заводами Петербурга (сформировавшимися до революции на привозном металле), где велика роль энергетического машиностроения (а на Ижорском заводе - производство оборудования для атомных электростанций). Новый центр атомного машиностроения - завод «Атоммаш» в городе Волгодонск Ростовской области.

Тяжелые станки и кузнечнопрессовое оборудование выпускаются в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже и в Коломне Московской области. Паровые котлы для тепловых электростанций и котельных выпускают в Барнауле, Таганроге, Белгороде и Подольске Московской области.

Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно; их размещение чаще всего объясняется тем, что «исторически так сложилось». Это выражение - почти универсальный ответ на классический вопрос географии: «Почему это здесь находится?» Анализируя лишь сегодняшнюю ситуацию, на этот вопрос чаще всего не ответить; корни надо искать в прошлом: мы не свободны в своих решениях сейчас, поскольку многое решили уже наши предки. Например, локомотивостроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны - в Центральном районе; и сейчас именно там производят тепловозы (в Коломне, Калуге, Брянске, Людиново Калужской области и Муроме Владимирской области); а производство электровозов возникло в Новочеркасске Ростовской области.

Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х годов в районах «сплошной коллективизации» (степные районы, имеющие наибольшее значение для заготовок зерна). Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз - в Челябинске и Волгограде. По числу выпускаемых тракторов завод в Волгограде остается самым мощным (около 60 тысяч штук в год из 210 тысяч з России в 1990 г.). Другие центры тракторостроения - Липецк 40 тысяч), Владимир, Челябинск и Рубцовск Алтайского края по 30 тысяч), Петербург (20 тысяч) и Петрозаводск (где производят в год около 10 тысяч тракторов для лесозаготовительной промышленности). Недавно построенный завод промышленных тракторов в Чебоксарах выпускал их очень мало (1,5-2 тысячи).

Производство сельскохозяйственных машин, как правило, тяготеет к районам потребления. Например, льноуборочные комбайны производят в городе Бежецк Тверской области, картофелеуборочные - в Туле и в Рязани, силосоуборочные - в Люберцах Московской области.

Особенно много производят зерноуборочных комбайнов (но их качество невысоко, и в совокупности с плохой эксплуатацией это ведет к выходу их из строя через несколько лет работы). Их общее производство в середине 1980-х годов превышало 110 тысяч штук в год, в том числе на заводах «Ростсельмаш» (Ростов) и Таганрогском комбайновом (в Ростовской области) - 90 тысяч. Другие центры были гораздо менее мощными: Красноярский завод - 15 тысяч штук и Биробиджан (в Еврейской автономной области) - 3 тысячи рисоуборочных комбайнов.

Производство автомобилей в России возникло вначале в Центральных районах. В конце 1980-х годов из 700 тысяч грузовых автомобилей в год в Москве выпускалось 170-190 тысяч, в Нижнем Новгороде - 210-230 тысяч. Самый современный Камский автозавод (в городе Набережные Челны, в Татарии), построенный в 1970-е годы, имеет проектную мощность 150 тысяч машин в год, но выпускал 70-80 тысяч. Менее крупные заводы (на 20-40 тысяч машин в год) расположены в Ульяновске, Саранске и в ряде городов Урала (Миасс, Ижевск, Сверд-ловск-44).

Из 1200-1100 тысяч легковых автомобилей более половины (более 700 тысяч) выпускал Волжский автозавод в Тольятти (ВАЗы), по 130-150 тысяч - автозаводы в Москве и Ижевске («Москвичи»), 70 тысяч - в Нижнем Новгороде («Волги») и 50 тысяч - в Ульяновске (вездеходы-«УАЗы»).

Для наиболее наукоемких отраслей машиностроения характерно тяготение к крупным городам. Например, авиазаводы расположены в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Воронеже, Новосибирске; в Москве и Подмосковье, Самаре, Омске сосредоточено космическое машиностроение.

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Этот комплекс является ведущим среди остальных комплексов, поскольку именно он создает машины и оборудование, применяемые повсеместно в промышленности, сельском хозяйстве, быту и на транспорте. Следовательно, главная задача машиностроения — вооружить народное хозяйство все более совершенными машинами. Поэтому именно машиностроительный комплекс по праву является основой научно-технического прогресса и расширенного развития всей российской экономики.

Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков отраслей (более 70), каждая из которых выпускает продукцию определенного назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно возрастает. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы (табл. 11.1).

Таблица 11.1 Машиностроительный комплекс

Отрасли, обеспечивающие развитие НТР во всем

народном хозяй­стве

Отрасли, обеспечи­вающие развитие НТР

в машиностроении

Отрасли, обеспечивающие развитие НТР в отдель­ных

отраслях народного хозяйства

Приборостроение. Химическое машино­строение. Электротехническое машиностроение. Энергетическое маши­ностроение

Станкостроение и инструментальная промышленность

Строительно-дорожное машиностроение. Тракторное и сельско­хозяйственное машино­строение. Автомобилестроение

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Первое, если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, машиностроение должно развиваться в два раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и др.) — в четыре раза быстрее. В России это условие не соблюдается (соотношение 1:0,98:1). Кроме того, нормальное развитие машиностроения невозможно без взаимодействия с другими межотраслевыми комплексами. Необходимы высококачественный металл, пластические и другие синтетические материалы, лес, стекло и т.д. Поэтому границы самого машиностроительного комплекса постоянно расширяются за счет усиления связей с наиболее прогрессивными производствами.


Важнейшие отрасли машиностроения и их размещение в России:

1. Транспортное машиностроение включает: а) автомобилестроение (Москва, Нижний Новгород, Тольятти, Ульяновск, Павлов и др.), б) железнодорожное машиностроение (Новочеркасск, Брянск, Санкт-Петербург, Тверь и др.), в) городской электротранспорт (Энгельс – троллейбусы, Усть-Катава – трамваи), г) судостроение (Санкт-Петербург, Мурманск, Владивосток, Комсомольск-наАмуре).

2. Сельскохозяйственное машиностроение: а) производство комбайнов (Ростов-на-Дону, Таганрог, Красноярск, Тула), б) тракторное (Волгоград, Владимир, Челябинск, Санкт-Петербург).

3. Энергетическое машиностроение: Санкт-Петербург, Подольск, Таганрог, Волгодонск, Екатеринбург, Москва.

4. Тяжелое машиностроение: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Иркутск.

Географию машиностроения определяет целый ряд факторов:

· Наукоемкость. Современное машиностроение немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой;

· Военно-стратегический фактор. Предприятия, выпускающие продукцию оборонного значения, размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило, они удалены от границ, сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен;

· Трудоемкость . Выпуск машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с большой концентрацией населения. Необходимы высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры;

· Металлоемкость. Производство некоторых видов машин и оборудования (металлургического, энергетического, горно-шахтного) требует много металла. Поэтому приближение металлоемких отраслей к металлургическим базам уменьшает затраты на доставку сырья;

· Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще произвести их на специализированных предприятиях, установивших связи по кооперации. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий, позволяющих создавать заводы-филиалы в малых и средних городах;

· Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин или их деталей осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях;

· Ориентация на потребителя. Продукция машиностроения потребляется повсеместно. Многие его предприятия расположены в районах потребления, например, тракторы для вывозки леса производятся в Карелии (Петрозаводске), комбайны для уборки зерновых — в Ростове-на-Дону.