Сознательное и бессознательное: З. Фрейд

Сознательное и бессознательное: З. Фрейд

Создаваемые клиентом песочные формы, а также выбор им различных предметов и их расположение на подносе являются актами индивидуального творчества. Многообразие различных вариантов построения песочных композиций отражают не только личные потребности и проблемы клиента, но и характерную для всех людей способность психики к самоисцелению. Процесс песочной терапии включает в себя создание целой последовательности образов, которое способствует переходу клиента на следующие стадии процесса индивидуализации.

Таким образом, песочница является одним из самых интересных и эффективных методов в психотерапии, в котором эмоции и настроения обретают конкретное воплощение в результате использования песка и воды. Исцеление происходит благодаря возможности совершить некое действие, а также из-за высокой степени доверия ко всему, что происходит во время песочной терапии.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (СГУПС)

Кафедра “Информационные технологии транспорта”

Доклад

По дисциплине “Концепции современного естествознания

Тема: «Бессознательное в человеке»

Новосибирск - 2011 г

Что скрывает бессознательное?................................................................. 3

Системно-векторная психология............................................................. 3-4

Понимание наших сознательных желаний............................................... 5

Бессознательное по Фрейду.................................................................... 5-6

Вывод…………………………………………………………………………………………………6

Список используемой литературы…………………………………………………..7

Что скрывает бессознательное? Тайны прошлых жизней или память о каждой секунде прожитого в этой? Что-то, что мы сами не хотим или боимся о себе знать? Или подсознание хранит тонны бесценной информации о нашем психическом состоянии так же, как геном владеет шифром физиологии нашего тела? Постигнуть Бессознательное человечество стремится еще с далеких времен Платона. На протяжении многих веков ученые, философы, психологи пытаются разграничить сознание и бессознательное или по крайней мере определить – что это такое? Почему что-то остается в подсознании? Где этот переход от сознания к скрытому от нас бессознательному, и возможен ли он?

И по-прежнему подсознание представляется чем-то поистине непостижимым, загадочным и, возможно, всемогущим, дающим ответ на любой сознательный вопрос. Но самым главным остается другой вопрос – как приоткрыть эту тайну, как сделать его осознанным, как людям использовать все то, что скрыто в них самих? Как соотносится коллективное подсознание с нашим личным? Где есть наше «Я», и как оно взаимосвязано с миллиардами остальных, еще более непостижимых для нас «я» других людей?

Человек живет по одному естественному принципу – принципу наслаждения. Вне зависимости от любых различий между людьми, все хотят одного – получать для себя хорошее и не получать плохое. В этом простом желании заложена вся природа человека. Людей объединяют общие на всех, базовые желания и потребности – пить, есть, спать, дышать… и главное – выжить. Выжить во что бы то ни стало. Выжить и продолжить себя во времени, то есть дать потомство, новую жизнь. Мы сознательно бежим от смерти и цепляемся за жизнь. Но зачем людям эта жизнь дана? Мы проживаем эту жизнь, хотим получать от нее удовольствие, но какое?

В этом уже мы не равны друг с другом: желания к получению удовольствия у всех разные, каждый видит удовольствия по-своему. И так же по-разному воспринимаем мир – если разноцветные картинки и образы влияют на подсознание, то далеко не каждого человека - один впечатляется и мечтает, а другой остается равнодушен. И так во всем, потому что в подсознании каждого заложены различные желания, которые на протяжении всей жизни мы стремимся наполнить, и соответственно нам заданы разные свойства, обеспечивающие наполнение этих желаний.

Если перед человеческим обществом стоит общая коллективная задача выжить, то перед каждым отдельно взятым человеком стоит задача частная – сделать свой вклад в выполнение этой общей задачи, своя роль в движении единого целого. Каким образом это обеспечивается, какую роль в этом играет наше сознание и бессознательное? Как задумала природа слаженное и безошибочное действие множества отдельно взятых «Я»?

Системно-векторная психология определяет человека через его бессознательное желание. Желания – это и есть та основа, которая составляет личность,они, по сути и есть наше подсознание. Каждое «Я» - это набор желаний в подсознании, реализация которых приносит удовольствие. Этот набор желаний составляет природную видовую роль, которая заложена в подсознании человека для выполнения своей функции, обеспечения реализации коллективной задачи выжить. Идеальная, четко отлаженная система взаимодействия людей с внешним миром, когда мы не просто идем на поводу желаний из подсознания, ведущих нас в никуда: мы получаем удовольствие от реализации нашего желания, а реализуя его, выполняем необходимую функцию, которая важна для выживания всего социума.

Где гарантия того, что наши бессознательные желания смогут воплотиться в реальность, и мы сможем выполнить возложенную на нас природой задачу? Физическое и психическое неразрывно связаны, любое наше бессознательное желание подкреплено необходимыми свойствами, одно без другого не существует. Так, если на самой заре человечества первобытная стая нуждалась в человеке, который лучше всех мог отслеживать окружающую обстановку и, заметив опасность, вовремя о ней предупредить, то таким человеком был обладающий самым лучшим зрением, в системно-векторной психологии так называемым зрительным вектором, зрительной эрогенной зоной. . Роль предупреждения об опасности выполнялась им не потому, что была ему кем-то специально назначена, а потому, что он получал удовольствие, инициируя зрительную эрогенную зону наблюдением за окружающим миром, его подсознание, его желание к этому само собой толкало его на выполнение этой важной задачи. Подобным образом человечество существует и сегодня, с той разницей, что за все время существования мы невероятно развили и усложнили окружающий нас мир, а он, в свою очередь, усложнил нас, наше взаимодействие друг с другом и пути реализации желаний. Если в первобытные времена обладатель кожного вектора экономил пищевые запасы, то сегодня кожные инженеры экономят время и пространство, создавая все блага цивилизации – телефоны, самолеты и компьютеры.

Если же все так просто, то почему наше бессознательное само собой не приводит всех и каждого к счастью от реализации и исполнению своих бессознательных желаний? Мы живем по принципу «задано, но не обеспечено». Да, наши желания подкреплены всеми необходимыми свойствами, физическими и психическими, для того, чтобы их реализовать. Но эти свойства требуют развития, большой работы, немалого психического усилия для того, чтобы достигать желаемого. Степень наполнения желания, как сознательного, так и бессознательного, колоссально колеблется от большего к меньшему, чем более мы развиты, чем больший вклад мы можем привнести в развитие общего, тем большее удовольствие от жизни мы будем при этом получать. В этом заключается еще одна гениальная задумка природы – мы получаем больше удовольствия от наибольшей отдачи от нас наружу, в то время как при недостаточном развитии наших свойств мы хоть и сможем получать долю удовольствия для себя, тем не менее, этого никогда не будет достаточно для ощущения полного чувства радости и удовлетворения от жизни. Наша природа, наше бессознательное всегда подталкивает нас ко все большему и большему развитию, мы всегда в погоне за большим удовольствием. Результаты этой погони мы можем видеть во всех достижениях человечества: от изобретения колеса до создания космических кораблей, от самых первых философских рассуждений о природе вещей до Теории Относительности.

Так в чем же проблема? Почему если человеку все дано, изначально все заложено в подсознании, и остается только взять – почему так сложно это сделать?

Наши желания скрыты от нас в бессознательном. Если, к примеру, в первобытные времена зрительнику было достаточно просто наблюдать за миром вокруг для полного исполнения своей роли и получать от этого наблюдения все уготованное ему удовольствие, то что делать сегодня, когда мир вокруг нас драматически усложнен настолько, что мы сами не знаем, чего мы хотим и для чего можем сгодиться в жизни?

Мы понимаем наши сознательные желания . Что может ответить человек на вопрос – чего ты хочешь? Каждый может назвать разное– кто жаждет денег, кто уважения, кто любви, кто славы, кто духовного продвижения… Несмотря на частные различия, все многообразие желаний, все коллективное бессознательное соединено по одному общему направлению - это желание быть счастливым. Что такое счастье? Как можно это желание объяснить сознательно? Какими нашими свойствами обеспечена реализация этого простого, идущего из подсознания, желания – быть счастливым?

Ответы по-прежнему в бессознательном. Каждый понимает счастье по-разному, в зависимости от заданного природой набора бессознательных желаний, отчаянно требующих реализации. Денег и любви одинаково хочет и кожник и зрительник, но реализовать желания им придется разными свойствами, и советы одного не помогут другому.

Системно-векторная психология дифференцирует восемь условных типов характера, восемь векторов, восемь желаний, и открывает скрытые в подсознании сокровища: восемь путей к тому, чтобы быть счастливым, и дает возможность осознать, какой из путей подходит именно вам.

Бессознательное по Фрейду

Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Но определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой - «Оно» (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - «Сверх-Я» (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я». Таким образом, оказывается, что собственное «Я» - сознание человека - не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек - это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования у Фрейда усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Вывод

Нужно понять вот что: сознание есть априори большая ценность, чем бессознательное, если рассматривать эти категории с позиций психоанализа. В случае если бы это было не так, психоанализ не ставил бы перед собой задачи расширить область человеческого сознания.

Список используемой литературы:

Зигмунд Фрейд

Фрейд,Зигмунд (1856 - 1939)-венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ в. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка. По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, главным образом из полового, имело большой успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые сочли непристойным такое выдвигание на первый план полового влечения и поспешили объявить фрейдизм учением "безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном".

Понятие бессознательного

Сверхсознание,сознание,инстинкты

Самая глубокая и значительная область человеческого разума–это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение и в философии Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и с другими произведениями немецкого философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно это касается проблемы бессознательного. Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих филосовских работак XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвящения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире. На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, между психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: - «мировая воля» – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для филосовской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Быть сознательным – это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным для него является то, что сознание осознанности быстро проходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако вновь может стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Представление – или всякий другой психический элемент в определенный момент может быть в наличности в сознании человека, а в последующий может оттуда исчезнуть; через некоторый промежуток времени оно может совершенно неизменным снова всплыть в памяти, без каких-либо предшествующих новых чувственных восприятий. Учитывая это явление, можно сделать вывод, что представление сохранялось в душе человека и в этот промежуток времени, хотя было скрыто от сознания. Но в каком оно было виде, сохраняясь в душевной жизни и оставаясь скрытым от сознания относительно этого, неизвестно. Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии. Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный». Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Фотогалерея


Три периода развития учения Фрейда о бессознательном

Зигмунд Фрейд

Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психического находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психическая жизнь человека. Каждый душевный акт и каждый человеческий поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным, как показатель достигнутого в данный момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон. Эта концепция бессознательного сложилась и определилась у Фрейда не сразу и в дальнейшем подвергалась существенным изменениям. В первый период фрейдовская концепция бессознательного была близка к учению знаменитых французских психиаторов и психологов – Шарко, Льебо, Жанэ, от которых она находилась и в прямой генетической зависимости. Во второй самый прододжительный и самый важный период развития психоанализа определяются все основные и характерные черты фрейдовского учения о бессознательном. Теперь оно становится уже совсем оригинальным. Разработка всех вопросов происходит в этот период исключительно в плоскости теоретической и прикладной психологии. В третий период концепция бессознательного претерпевает существенное изменение и начинает сближаться с метафизическом учением Шопенгауэра и Гартмана. Общие вопросы мировоззрения начинают преобладать над частными, специальными проблемами. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. Еще в 1889 году Фрейда поразил опыт знаменитого знатока гипноза Бернгейма: загипнотизированной пациентке было внушено приказание через некоторое время после пробуждения раскрыть стоявший в углу комнаты зонтик. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила приказанное – прошла в угол и раскрыла зонтик. На вопрос о мотивах ее поступка она ответила, что будто бы хотела убедиться – ее ли это зонтик. Этот мотив совершенно не соответсвовал действительной причине поступка и, очевидно, был придуман, но сознанию больной он вполне удовлетворял: она искренно была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию. Далее, Бернгейм путем настойчивых расспросов и наведений ее мысли заставил, наконец, пациентку вспомнить настоящую причину поступка, т.е. приказание, полученное ее во время гипноза. Из этого эксперимента Фрейд сделал три общих вывода, определивших основы его ранней концепции бессознательного: 1.Мотивация сознания при всей ее субъективной искренности не всегда соответствует действительным причинам поступка; 2.Поступок иногда может определяться силами, действующими в психике, но не доходящими до сознания; 3.Эти психические силы с помощью известных приемов могут быть доведены до сознания. На основе этих трех положений, проверенных на собственной психиатрической практике, Фрейд выработал совместно со своим коллегой Брейером, так называемый катартический метод лечения истерии. Сущность этого метода заключается в следующем: в основе истерии и некоторых других психогенных нервных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного: это какие-нибудь душевные потрясения, чувства или желания, однажды пережитые больным, но намеренно забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам, или боится, или стыдится самого воспоминания о них. Не проникая в сознание, эти забытые переживания не могут быть нормально изжиты и отреагированы (разряжены); они-то и вызывают болезненные симптомы истерии. Эти забытые переживания, вызывающие симптомы истерии, и являются «бессознательным», как понимал его Фрейд в первый период развития своего учения. «Бессознательное» можно определить как некое чужеродное тело, проникшее в психику. Оно не связано прочными ассоциативными нитями с другими моментами сознания и потому разрывает его единство. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от тесных ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека. Такова первая фрейдовская концепция бессознательного. Для нее характерны две особенности. Во-первых, Фрейд не дает никакой физиологической теории бессознательного и даже не пытается это сделать. Во-вторых, продукты бессознательного можно получить только в переводе на язык сознания; другого, непосредственного подхода к бессознательному помимо сознания саомго больного нет и не может быть.

Во втором, классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, в высшей степени существенных моментов. Во втором периоде бессознательное становится необходимою и крайне важною составной частью психического аппарата всякого человека. Борьба сознания и бессознательного объявляется постоянной и закономерной формой психической жизни. Бессознательное становится продуктивным источником психических сил и энергией для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. В то же время, при неудачном ходе борьбы с сознанием, бессознательное может стать источником всех нервных заболеваний. Процесс образования бессознательного, согласно этим новым воззрениям Фрейда, носит закономерный харатер и совершается на протяжении всей жизни человека с самого момента его рождения. Этот процесс носит название «вытеснения». Вытеснение – одно из важнейших понятий всего психоаналитического учения. Далее содержание бессознательного типизируется: это уже не случайные разрозненные переживания, а некоторые типические, в основном общие для всех людей, связные группы переживаний (комплексы) определенного характера, преимущественно сексуального. Эти комплексы вытесняются в бессознательное в строго определенные периоды, повторяющиеся в истории жизни каждого человека. Чтобы понять содержание бессознательного, необходимо познакомиться с теорией влечений Зигмунда Фрейда. Влечение обозначает, по Фрейду, не особое движение, а внутреннюю самовпечатляемость, при которой невозможно уйти от себя и постольку, поскольку эта самовпечатляемость эффективна, неизбежно создается состояние тяжести и нагрузки на наш внутренний мир.

Психическая деятельность приводится в движение внешними и внутренними раздражениями организма. Внутренние раздражения имеют соматический (телесный) источник, т.е. рождаются в организме. И вот психические представительства этих внутренних соматических раздражений Фрейд называет влечениями. Все влечения Фрейд разделяет по их цели и по их соматическому источнику на две группы: 1) сексуальные влечения, цель которых – продолжение рода; 2) личные влечения, или влечения «я», их цель – самосохранение индивида. Сексуальное влечение, или, как называет его Фрейд, либидо, присуще ребенку с самого начала его жизни, оно рождается вместе с его телом и ведет непрерывную, только иногда ослабевающую, но никогда не угасающую вовсе жизнь в организме и психике. Содержание бессознательного можно выразить в следующей резюмирующей формуле: в мир бессознательного входит все то, что мог бы сделать организм, если бы он был предоставлен чистому принципу наслаждения, если бы он не был связан принципом реальности и культуройц. Сюда входит все, что он откровенно желал и ярко представлял себе в ранний инфантильный период жизни, когда давление реальности и культуры было еще слабо и когда человек был более свободен в проявлении своего исконного, органического самодовления.

В третьем периоде теория влечений подверглась существенным изменениям. Вместо прежнего деления влечений на сексуальные и влечения «я» появилось новое деление: 1) сексуальное влечение, или эрос; 2) влечение к смерти. Вторая группа – инстинкты Смерти – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос. Влечение «я» и, прежде всего, инстинкт самосохранения отошли к сексуальным влечениям, понятия которых, таким образом, чрезвычайно расширилось, охватив оба члена прежнего деления. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходимые утратили свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения, или, как называет его Фрейд, либидо. Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и развитию ее во что бы то ни стало – в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса. Второй особенностью третьего периода является расширение состава бессознательного, обогащение его качественно новыми и своеобразными моментами. Для второго периода было характерно динамическое понимание бессознательного как вытесненного. Вытесненное, состоявшее, главным образом из сексуальных влечений, враждебно сознательному «Я». В своей книге «Я и Оно» Фрейд предлагает всю эту область психики, не совпадающую с «Я», называть «Оно». "Оно" - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей. «Оно» - это та внутренняя темная стихия вожделений и влечений, которую иногда так остро ощущает человек и которая противостоит его разумным доводам и доброй воле.

"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью. «Оно» – это страсти, «Я» – это разум и рассудительность. В «Оно» нераздельно властвует принцип наслаждения; «Я» – носитель принципа реальности. Наконец, «Оно» – бессознательно. До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с «Оно»: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только «Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть облась бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная облась «Я» также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глуюже и существеннее, чем казалась вначале. Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Идеал – Я». "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности". «Идеал – Я» - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к проявлениям «Идеал – Я» относится так называемое «внезапное пробуждение совести», случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное «Я» принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной. Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я". Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я". Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Фрейд определяет бессознаетльное как несловесное; оно превращается в предсознательное (откуда всегда может перейти в сознание) посредством соединения с соответсвующими словесными представлениями. Фрейд осознавал трудности, которые вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений".

  • Вопрос 6.Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.
  • Вопрос 7.Философия Аристотеля, учение о материи и форме, познании, этические взгляды.
  • Вопрос 8.Философия эпохи эллинизма. Эпикур и его школа. Стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.
  • Вопрос 9. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного. Схоластика: Философия Фомы Аквинского.
  • Вопрос 10.Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и диалектика в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно.
  • Вопрос 11.Философия хvii- XVIII вв. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (ф. Бэкон, р. Декарт).
  • Вопрос 12. Учение о субстанции и её атрибутах в философии Нового времени (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц).
  • Вопрос 18.Философия марксизма, ее исторические судьбы. Марксистская философия в России.
  • Вопрос 19.Своеобразие русской философии, этапы её развития. Русская философия 18 века: Ломоносов, Радищев.
  • Вопрос 20.Славянофилы (а.С.Хомяков, и.В.Киреевский) и западники: философские и социально-политические взгляды.
  • Вопрос 21. Русская материалистическая философия х1х века. А.И.Герцен, н.Г.Чернышевский.
  • Вопрос 22. Русская религиозная философия. Философия Всеединства в.С.Соловьева. Религиозный экзистенциализм и социальная философия н.А.Бердяева.
  • Вопрос 23. Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
  • Вопрос 24. Основные идеи философии постпозитивизма (к.Поппер, т.Кун, п.Фейерабенд). Влияние постпозитивизма на современную философию.
  • Вопрос 25. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарных (юридических) наук
  • Вопрос 26. Философия Шопенгауэра. Её развитие в философии жизни(ф. Ницше)
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.
  • Вопрос 29. Бытие. Его основные формы. Решение проблемы бытия. То или иное философское рассуждение выходит с понятия о бытие, например как содержание его неисчерпаемо.
  • Вопрос 32.Философские и научные концепции пространства и времени.
  • Вопрос 33. Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Общественная природа и активность сознания.
  • Вопрос 34. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.
  • Вопрос 35. Бытие человека. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.
  • Вопрос 37. Истина и заблуждение. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное, абстрактное и конкретное в истине.
  • Вопрос 38.Философские концепции истины. Проблема критериев истины.
  • Вопрос 39. Понятие методов познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания. Методология права.
  • Вопрос 40. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический урони научного познания.
  • Вопрос 41 Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.
  • Вопрос 42. Категории единичного, o6щero и особенного, их роль познании.
  • Вопрос 43. Система. Структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.
  • Вопрос 44.Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.
  • Вопрос 45.Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании.
  • Вопрос 46.Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  • Вопрос 47.Сущность и явление, их противоречивая взаимосвязь.
  • Вопрос 48. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
  • Вопрос 49. Природа и общество, этапы их взаимодействия.
  • Вопрос 50. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.
  • Вопрос 51. Общественные отношения (экономические, политические, социальные, духовные) их особенности и роль в обществе.
  • Вопрос 52. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.
  • Вопрос 53. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности.
  • Вопрос 54. Сущность и предназначение человека. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.
  • Вопрос 55. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.
  • Вопрос56. Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.
  • Вопрос 57. Нравственное сознание. Противоречивое единство морального и правового сознания.
  • Вопрос 58. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  • Вопрос 59. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.
  • Вопрос 60. Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса.
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.

    Основатель теории психоанализа – австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических процессов, перенеся их на социальные явления.

    По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, разделенных особой психической инстанцией – предсознательным.

    Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

    Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

    Душевные процессы человека бессознательны. Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

    Модели личности, соотносящиеся с соответствующими системами психики: топографическая и динамическая.

    При динамической схеме психика представлена совокупностью трех слоев:

    1. «оно» – бессознательное;2. «я» – сознание человека;3. «сверх-я» – влияющая на личность внешняя реальность. Главные факторы, руководящие психикой человека, – удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

    В основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт – либидо.

    После критики – II психологическая схема: энергией бессознательного управляют эрос – инстинкт жизни и танатос – инстинкт смерти.Поведение человека объясняется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления – следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. З. Фрейд по традициям социологии и антропологии биологизировал человека, сведя социальные и психические явления к физиологическим и биологическим процессам.

    Одна из проблем психоанализа – бессознательное влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни.Фрейд применил психоанализ, к межличностным отношениям, психологии масс, инстинктам культуры, которые трактовал в духе психологизма. Главная проблема – конфликт человека и общества.

    По З. Фрейду – человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет их, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

    З. Фрейд использует для анализа религии и религиозности: иллюзорность защиты человека от проявлений природы и несправедливостей культуры. Предложил переход от религиозной веры к атеизму.

    На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.

    Цель – помочь человеку решить эти проблемы; главный способ – культивирование всеобщей любви.

    Смысл жизни – в активном проявлении личности во всех сферах.

    Основной мотив поведения – страсти.

    Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

    Вопрос 28. Проблема человека в философии экзистенцианолизма. Экзистенциализм или философия существования, – философское направление XX в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Его основоположниками на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриель Марсель (1889-1973), а также Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Альбер Камю (1913-1960). К экзистенциализму близко такое религиозно-философское течение, как персонализм. Предметом философии является человек, его существование, бытие. Но наука о человеке по мнению экзистенцианалистов невозможна, поэтому философия представляет собой вненаучное, внетеоретическое рассмотрение человеческого бытия, интимные переживания отдельного индивида. Но что такое человек? Как и Достоевский, экзистенцианалисты утверждают, что человек - тайна, а философия должна заниматься не проблемами, а тайнами, не давать решения вопросов и вести поиски не в сфере рационального сознания, а в сфере переживаний. Экзистенцианализм - философия ярко выраженного иррационализма, антиинтеллектуализма. По мнению экзистенцианалистов наука не только бесполезна, но и вредна. Истина - зло, она отягощает человеческое существование. Истина, знание не ведут к свободе. Чем больше объем знания, тем больше и неопознанного. Незнание - предпосылка свободы. Чем человек меньше знает, тем он свободнее. При этом каждый человек обладает своей истиной, порожденной свободой. Экзистенцианализм близко рассматривает проблему бытия и человека, сводит их. Проблема человеческого бытия рассматривается с позиций субъективного идеализма. Бытие - неопределимо, но вопрос о нем не лишен смысла. Решение этого вопроса и есть смысл человеческого бытия. Проблема бытия есть проблема человека, который вопрошает о бытии, переживает его. Бытие само по себе(по словам Кьеркегора) бессмысленно, оно внушает человеку страх и отчаяние. Попытка опираться на внешний мир бессмысленна, спасение следует искать в воле Бога. Общество также враждебно индивиду. Оно мешает личности, превращает ее в винтик, стандартную деталь, не имеющую лица. Жизнь ужасна, от существования человек испытывает страх, стремится к небытию - к смерти. Только бытие, свободное для смерти дает существованию цель. Апология смерти, понимание свободы как самоубийства встречаются в произведении Достоевского "Бесы", в рассуждениях Камю. На пути смерти человек попадает в пограничную ситуацию - ситуацию, когда человек познает себя как нечто безусловное. Спасение человека в окружающем его мире - лишь он сам, его "самость", ядро непознаваемой экзистенции. Человек сам должен спасти себя, прийти к свободе. Это может произойти только в свободном решении человека. Личность должна противостоять собственной врожденной боязливости. В центре этой философии человек не познающий и преобразующий мир, а страдающий, одинокий, несчастный, но стремящийся к свободе, отвечающий за свои поступки.

    Сознание и бессознательное. Зигмунд Фрейд

    Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его основной отличительной чертой. Вспомним знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    В конце XIX в. прозвучала идея о том, что и мир и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет маленький элемент мира и играет незначительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. Из психологов (от греч. psyche – «душа» и logos – «учение») первым усомнился в разумной природе человека австрийский ученый, врач Зигмунд Фрейд.

    Зигмунд Фрейд (1856–1939)

    Нам кажется, говорит он, что человек – целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не Божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих. Так неужели он настолько далеко ушел от царства природы, что в нем не осталось ничего биологического? Конечно же, осталось, просто мы не хотим этого замечать. Причем, по мнению Фрейда, биологического, или природного, в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Все биологическое в человеке, представляющее различные инстинкты, которые есть у любого живого существа, Фрейд назвал областью бессознательного. В силу самой своей природы (специфики) оно скрыто от нас, а вернее, недоступно нашему сознанию, или разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но мы его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, что оно существует.

    Представьте себе айсберг – огромную ледяную глыбу, плавающую в океане. Как известно, надводная, видимая его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам кажется, что айсберг – это только то, что находится над водой, и мы не знаем его настоящих размеров, потому что они скрыты от непосредственного наблюдения. Так же и с бессознательным – оно представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица. Как айсберг – главным образом, то, что находится под водой, а не над ней, – так и человек – это в основном сфера его бессознательного, а вовсе не сознания, как нам кажется.

    Бессознательное в человеке – совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных-предков. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Не в сознании или в разуме следует искать главную причину деятельности человека, а в области бессознательного. Именно оно из неведомых нам глубин направляет каждую конкретную человеческую жизнь.

    Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо». В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией (от лат. sublimare – «возносить или переходить»).

    Другим сильным инстинктом после сексуального является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодействием трех слоев, или пластов, его психики. Человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного, главными из которых являются сексуальный инстинкт (греч. – Эрос) и инстинкт смерти (греч. – Танатос). Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Само же человеческое сознание Фрейд именует «Я». В приводимой ниже схеме проиллюстрирован механизм взаимодействия этих трех слагаемых человеческой психики.

    Получается, что человеческое сознание (Я) не является «хозяином в собственном доме», потому что вынуждено постоянно раздваиваться, рваться пополам между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Человеку всегда приходится выбирать что-то среднее между своими биологическими влечениями (желаниями) и моральными нормами общества, в котором он живет. Говоря проще, ему чего-то хочется и в то же время ему нельзя этого делать. Он вынужден или подавить свои желания, или пренебречь общественными нормами. Ему трудно сделать и то и другое.

    На этой почве у человека могут возникнуть психические расстройства, главной причиной которых являются, по Фрейду, подавленные или вытесненные желания (как правило, сексуального характера). Австрийский ученый разработал особый метод лечения психических заболеваний, который получил название психоанализ (от греч. psyche – «душа» и analysis – «разложение»). Этот термин можно трактовать как освобождение души. Сущность его в том, что врач в ходе длительной беседы выясняет истинную причину психического расстройства (заболевания) своего пациента, которой оказываются, чаще всего, когда-то подавленные им сексуальные желания. Он показывает (демонстрирует) ему эти причины, и пациент, осознавая или понимая их, сам может справиться со своей болезнью, потому что с врагом видимым бороться всегда намного легче, чем с невидимым противником.

    Не случайно же говорят: «Предупрежден – значит, вооружен».

    Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    11.4. Сознание и бессознательное (Зигмунд Фрейд) Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является

    Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    Зигмунд Фрейд. Сознание и бессознательное Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его

    Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

    40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Зигмунд Фрейд - австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.Основные работы Фрейда, которые содержат философские идеи и

    Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

    ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856–1939) Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие

    Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

    Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь

    Из книги Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

    7. Зигмунд Фрейд Для того чтобы истолковать сон, необходимо вскрыть его латентное содержание. (Тот факт, что здесь мы имеем дело со сновидением или с неким его подобием, не вызывает сомнения; именно в сновидении социальные и личные отношения меняются на противоположные,

    Из книги Венера в мехах / Представление / Работы о мазохизме автора Фрейд Зигмунд

    Зигмунд Фрейд Проблема мазохизма затрагивалась Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) и метапсихологической работе «Влечения и судьбы влечений» (1915), прежде чем получить более детальное рассмотрение в предлагаемых ниже статьях «Ребенка бьют» (1919) и

    Из книги 25 ключевых книг по философии автора Хесс Реми

    Зигмунд Фрейд 1856–1939Три эссе о сексуальной теории1905Не будучи философом по профессии, первооткрыватель психоанализа создал произведение, которое имеет серьезное философское значение. Эта работа тесно связана с жизнью. Чтобы определить место Трех эссе о сексуальной

    Из книги Карл Густав Юнг о духовности, о творчестве автора Юнг Карл Густав

    Зигмунд Фрейд (74)…[Во взглядах Фрейда необходимо] подчеркнуть и особо выделить его явно обусловленный временем скепсис по отношению ко всем идеалам девятнадцатого века или, по крайней мере, к большинству из них. Это то прошлое, которое составляет духовный фон, совершенно

    Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

    Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц Понятие агрессии у Зигмунда Фрейда. Главный прогресс во взглядах Фрейда по сравнению с его предшественниками, особенно Мак-Дугаллом, состоял в том, что он свел все «влечения» к двум категориям:

    Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

    99. Сознание и бессознательное Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в

    Из книги От существования к существующему автора Левинас Эммануэль

    а) Сознание и бессознательное Казалось бы, сознание судит об Ну а благодаря возможности забывать о нем и прерывать его - возможности спать. Это способ быть, но берущее на себя бытие сознание - воплощенная нерешительность быть. Тем самым оно обретает измерение

    Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

    1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание. - Сознание есть индивидуальная действительность существования как акт переживания (Erleben); оно есть универсальное условие всякого бытия-предметом для знающих субъектов, как сознание вообще; оно есть

    Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

    1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewu?tsein), самосознание, сущее сознание. - Сознание не есть бытие, каково бытие вещей, но бытие, сущность которого в том, чтобы быть мнящим образом направленным на предметы (dessen Wesen ist, auf Gegenst?nde meinend gerichtet zu sein). Этот первофеномен, столь же

    Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

    7. ЗИГМУНД ФРЕЙД Для того чтобы истолковать сон, необходимо вскрыть его латентное содержание. (Тот факт, что здесь мы имеем дело со сновидением или с неким его подобием, не вызывает сомнения; именно в сновидении социальные и личные отношения меняются на противоположные,

    Из книги Страх. Сладострастие. Смерть автора Курпатов Андрей Владимирович

    Зигмунд Фрейд Но если Ведекинд просто не решил или, может быть, не пытался решить загадки отношений Эроса и Танатоса, то решение Зигмунда Фрейда, мягко говоря, вовсе никуда не годится. Это прозвучит парадоксально, но на волне нарождающейся внутренней свободы человека

    Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

    Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях.

    В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.

    С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергию, связанную с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд обозначил термином Оно (Ид). Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.

    Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с океаническим чувством Я", включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализовать Я до своего тела, сужая таким образом, объем Я.

    Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго - посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями - с другой.

    Третья структура личности - Супер-Эго - не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется так же Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

    Супер-Эго служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я, то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от Ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски.

    Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго.

    Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения в виде ошибок, описок, оговорок. Символ, по мнению Фрейда, является не непосредственным отражением вытесненного желания, а его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение "психопатологии обыденной жизни", т. е. толкованию таких явлений, как ошибки и описки, сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом. Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей "добропорядочный" вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

    При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно.

    Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

    Либидозная энергия, которая связана с инстинкт том жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, Фрейд выделял три больших этапа.

    Первый этап - либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до одного года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадий происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания. Для этого типа личности характерна определенная зависимость, инфантильность.

    Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл эту стадию нарциссизмом, считая, что для людей, у которых произошла фиксация на этой стадии, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность. Этап состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Эта напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учение, спорт, игры.

    В подростковом возрасте дети переходят на третий этап, который также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.

    Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепции, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо.

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа

    В ту пору, когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под ним понималось прямое знание субъекта о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание принималось за незыблемый краеугольный камень психологии...

    Измененные состояния сознания

    С древности люди, особенно философы и мыслители, искали ответы на вопросы: что такое сознание и каковы его проявления. Мы не можем дать точного определения, но, тем не менее, существует общее понятие этого слова...

    Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности

    Уже много раз упоминались слова «сознание», «сознательная психическая деятельность», «бессознательное», «неосознаваемая психическая активность»...

    Концепция личности З. Фрейда

    Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о Я и о сознании, истолковать Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Фрейд подчеркивал...

    Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

    Бессознательное - наиболее важная, содержательная и обширная система психики, включающая различные, в том числе противоположные, неосознаваемые "первичные" влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли...

    Сознание является условием, регулятором и результатом протекания психологического процесса. Сознательное тесно связано с бессознательным Бессознательное отличается от сознательного тем...

    Во введении мы уже показали, что сознание отнюдь не исчерпывает всей психики, что существуют также неосознаваемые психические феномены, часть которых представлена понятием бессознательного...

    Проблема изучения бессознательного: история и современное состояние

    Бессознательное не аморфно, оно имеет структуру, обладает свойством целостности и включает следующие аспекты. 1. Ощущения. Мы ощущаем все, что воздействует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания...

    Проявление сознательного и бессознательного в поведении человека

    Бессознательное -- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания»...

    Психоанализ Зигмунда Фрейда

    Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге ("Психопатология обыденной жизни"). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными...

    Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений

    Творческое мышление: причины происхождения и способы достижения

    Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений...